Экранолёт


Экранолёт — летательный аппарат, так же, как и экраноплан, использующий экранный эффект (англ. ground effect) на малой высоте, но имеющий возможность лететь на больших высотах по принципу самолёта, не используя экранный эффект[1]. По состоянию на 2021 год разработаны несколько проектов и созданы модели экранолётов, рабочий летательный аппарат не существует.

С термином «экранолёт» иногда возникает путаница, когда экранопланы ошибочно называют экранолётами[Пример 1].

Отличительной особенностью экранолета должна являться его способность летать на разных высотах (от нескольких метров до нескольких тысяч метров) с одинаковой нагрузкой при дальности порядка тысячи километров.[источник не указан 1025 дней]

Требования к экранолёту для разных режимов полёта прямо противоположны: для экраноплана нужно широкое крыло особого профиля и плоский широкий фюзеляж, для самолёта — узкое крыло и узкий фюзеляж, поэтому сами разработчики аппаратов пишут: «Дело в том, что сделать машину, летающую не хуже хорошего самолёта, да ещё и умеющую летать на экране, никому ещё не удавалось.»[2]

Во второй половине XX века в разрабатывавшем экранопланы нижегородском ЦКБ по судам на подводных крыльях, руководимым тогда Р. Е. Алексеевым, создавались также проекты экранолётов, но ни один экранолёт тогда построен не был[3].

Проект экранолёта С-90 был создан в ОКБ Сухого. По проекту аппарат должен быть гибридным транспортным средством с двумя движителями — воздушной подушкой и воздушным винтом. Проектом предусмотрены три режима движения: парение на воздушной подушке, полёт на низкой высоте в режиме экраноплана (на «эффекте экрана»), полёт в самолётном режиме на высотах до 4000 м. Проект был представлен в 2000 году на гидроавиасалоне «Геленджик-2000». На 2015 год С-90 оставался в стадии разработки (выполнен рабочий проект)[4].