Эксперимент со временем


«Эксперимент со временем» (англ. An Experiment with Time) — философский трактат ирландского авиаинженера и лётчика Джона Уильяма Данна (1875—1949) на тему прекогниции и человеческого восприятия времени. Книга, опубликованная в 1927 году, вызвала широкий читательский и критический резонанс; сторонниками и пропагандистами идей Данна стали некоторые другие известные литераторы — в частности, Джон Бойнтон Пристли. Темы, затронутые в «Эксперименте со временем», освещены в последующих работах Данна — «Серийное мироздание» (англ. The Serial Universe, 1934), «Новое бессмертие» (англ. The New Immortality, 1938) и «Ничто не умирает» (англ. Nothing Dies, 1940).

Теория Данна, разработанная на основе многолетних экспериментов с прекогнитивными сновидениями и искусственно вызванными прекогнитивными состояниями, заключается в том, что в реальности все времена присутствуют вечно — иначе говоря, прошлое, настоящее и будущее, в некотором смысле, происходят «вместе». Человеческое сознание, однако, воспринимает эту одновременность в линейной форме. Согласно Данну, в состоянии сна восприятие времени утрачивает непреложную линейность, присущую ему в состоянии бодрствования; как следствие, человек обретает способность к прекогнитивным сновидениям, в которых сознание свободно пересекает границы прошлого, настоящего и будущего. Исходя из этого, Данн утверждает, что мы сами существуем на двух уровнях: во времени и вне его — и выдвигает собственную «серийную» теорию времени (англ. serialism), а также основанную на ней концепцию бессмертия, изложенную в его позднейших работах «Новое бессмертие» и «Ничто не умирает».

Мысль о «серийной» природе времени (и, шире, человеческой природе) достаточно сложна. Одна из поясняющих аналогий — книга. В каждый отдельный миг книга существует как таковая, всей совокупностью своих страниц — однако в каждый отдельный миг человеческое сознание способно воспринимать только одну книжную страницу за раз. Другие страницы, хотя и существуют одновременно с прочитываемой в данный момент, остаются за пределами восприятия. Если бы читателю удалось мгновенно воспринять сразу все страницы книги, он приблизился бы к её истинному восприятию. Сходным образом, в своей жизни человек осознанно переживает только одно мгновение за раз — настоящее, а не совокупность прошлого, настоящего и будущего. Прошлое помнится, но не переживается физически; будущее остаётся неизвестным. Аналогия «время — книга», до некоторой степени, перекликается с описанием Бога у Фомы Аквинского, согласно которому Бог видит все прошлые, настоящие и будущие события в едином «теперь» вечности — подобно наблюдателю, взирающему с горной вершины на долину и одним взглядом охватывающему все события, происходящие в мировом времени, из надвременно́й перспективы.