Эксперимент с птицей в воздушном насосе


«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (англ. An Experiment on a Bird in the Air Pump) — картина 1768 года английского художника Джозефа Райта, одна из многих картин с освещением свечами, написанных Райтом в 1760-е годы. Картина, представляющая научный опыт, необычна стилем изображения, демонстрацией благоговения, больше привычного для религиозных или исторических сцен[1]; для художника оказываются не менее важны чудеса технологической эры[2]. Картины Райта, где главными героями были учёные, ремесленники, рабочие, признавались современниками необычными, однако он, провинциальный художник, не снискавший известности в высшем обществе, не имел последователей. В настоящее время его произведения являются свидетельством индустриальной революции и эпохи Просвещения в целом.

В рамках изображённого на картине естественнонаучного эксперимента воздушный насос Роберта Бойля используется для лишения птицы воздуха на глазах у публики. Реакция на происходящее у свидетелей опыта различна, но в целом интерес к происходящему преобладает над тревогой о судьбе птицы. В композиции отсутствует центральная фигура, художник будто приглашает зрителя картины присоединиться к кругу изображённых.

В настоящее время картина выставлена в 34 зале Лондонской национальной галереи вместе с картиной «Дождь, пар и скорость» Уильяма Тёрнера[3].

В 1659 году Роберт Бойль отдал поручение сконструировать воздушный (вакуумный) насос, который он описал как «пневматический двигатель». Насос был изобретён Отто фон Герике в 1650 году, но так как работы по его изготовлению требовали больших материальных затрат, учёные отказывались от создания механизма. Бойль, сын графа Корка, не испытывал нужды в средствах, он сконструировал две машины для себя, а одну подарил в 1659 году Королевскому обществу. Вероятно, в 1660-х годах, кроме насосов Бойля, существовало всего несколько подобных механизмов: по одному в Гааге у Христиана Гюйгенса и в Галифаксе у Генри Пауэра, и, возможно, такие насосы были в кембриджском Колледже Христа и парижской Академии Мортмора[4]. Насос Бойля, изготовленный Робертом Гуком с поправками самого Бойля, был сложным и проблемным в применении. Многие показы проводил сам Гук, использовавший и свои навыки эффектной демонстрации, и техническое чутьё[5].