Экстерналия


Экстерналия (англ. externality), или внешний эффект, в экономической теории — воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Основы понятия были введены в 1920 году Артуром Сесилом Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния».

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляются чистые издержки, нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Внешний эффект имеет место всегда, когда действия домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды других домашних хозяйств или фирм, причём эти побочные эффекты не отражаются в рыночных ценах.[1]

Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эти эффекты проявляются в результате производства или потребления благ. Различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Внешние эффекты могут быть благоприятными — положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными — отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.