Электрическая вращающаяся машина


Электрическая вращающаяся машина — электротехническое устройство, предназначенное для преобразования энергии на основе электромагнитной индукции и взаимодействия магнитного поля с электрическим током, содержащее, по крайней мере, две части, участвующие в основном процессе преобразования и имеющие возможность вращаться или поворачиваться относительно друг друга, за счёт чего и происходит процесс преобразования.[1]

Возможность создания электрической машины как электромеханического преобразователя базируется на электромагнитном взаимодействии, которое осуществляется посредством электрического тока и магнитного поля. Электрическая машина, в которой электромагнитное взаимодействие осуществляется при помощи магнитного поля называется индуктивной, а в которой при помощи электрического — ёмкостной. Ёмкостные машины практически не используются, так как при конечной проводимости воздушной среды (при наличии влаги) заряды будут исчезать из активной зоны электрической машины в землю.

Два основных конструктивных элемента любых электрических вращающихся машин: ротор — вращающаяся часть; статор — неподвижная часть; а также воздушный зазор, их разделяющий.

Вращающиеся электрические машины могут быть классифицированы по различным параметрам, в том числе: по функциональному назначению, по характеру магнитного поля в основном воздушном зазоре, по способу возбуждения, по типу контактных соединений обмоток, по возможности изменения направления вращения, по характеру изменения частоты вращения, по роду тока.[2]

Данная классификация предполагает основным критерием основное функциональное назначение машины в системе передачи энергии.[3]

В контексте данной классификации наиболее известную и распространённую группу вращающихся электрических машин составляют применяемые практически во всех областях техники электромашинные генераторы (или просто «генераторы тока») и вращающиеся электродвигатели (или просто «электродвигатели»), а их конструкция обычно такова, что для них выполняется принцип обратимости, когда одна и та же машина может выступать как в роли генератора тока, так и в роли электродвигателя.