Электронный учебник


Электронный учебник — это современное средство обучения, специальное устройство либо программное обеспечение, в котором системно излагается материал в определённой области знаний, на современном уровне достижений науки и техники.

В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника.[1] Создание современных электронных учебников возможно с использованием технологий, применяемых в компьютерных играх, которыми увлечены современные дети. Идейной основой электронных учебников могут стать лучшие из имеющихся линий учебников. Интерактивный электронный учебник будущего состоит из оглавления цепочки файлов, представляющих собой основы уроков, пользуясь которыми грамотный учитель может создавать собственные неповторимые уроки. На интерактивном рисунке предварительно установлены задания исходного печатного учебника. Учитель или ученик видят то же, что и в книге. Легкое движение руки с мышкой позволяет получить тысячи модифицированных заданий. Материальной основой электронного учебника являются программа инсталлятор и база данных в виде комплекта пар файлов, каждый из которых содержит формулировку утверждения из некоторого параграфа учебника или формулировки задач, их пошаговое решение, которое иллюстрируется двух или трехмерной динамической моделью. [2]

Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий.[3] На экран можно будет выводить графики, иллюстрации, расчеты, параметры, которые в любой момент можно изменять. Предполагается, что на время урока электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания. Помимо новых возможностей в учебном процессе, электронные учебники имеют и другие преимущества перед бумажными, в частности, отсутствие затрат на печать, облегчение веса учебных материалов, которые школьник вынужден носить с собой, сохранение леса, идущего на вырубку для производства бумаги.[4]