ЭД4 (Электропо́езд Де́миховский, 4-й тип) — серия российских электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с 1996 по 2016 годы на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) для железных дорог России и государств республик бывшего СССР.
Заводское обозначение поездов серии (кроме ЭД4Э) — 62-301; заводские обозначения вагонов этих поездов[3]:
В 1996 году на ДМЗ встал вопрос о начале производства электропоездов с отечественным электрооборудованием. До этого все поезда ЭД2Т, выпущенные заводом, оснащались оборудованием Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ, Латвия). Вскоре был построен электропоезд, изготовленный на базе механической части и кузовов ЭД2Т и отечественного электрооборудования. Электродвигатели были изготовлены в Новосибирске, остальное электрооборудование — на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Новый электропоезд получил обозначение ЭД4[4].
Электрооборудование функционально повторяет схему хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22 1964 года выпуска.
ЭД4 — поезд для пригородных перевозок, как и ЭД2Т, был создан в качестве прямой замены ЭР2. Его кузов абсолютно идентичен кузову поездов ЭД2Т и ЭР24, несколько отличаясь от ЭР29 (первого электропоезда с кузовом подобного типа).
Всего был построен 501 электропоезд серии ЭД4 в разных вариантах исполнения, не считая сборных поездов, составленных из отдельных вагонов. За 20 лет производства серии (к июлю 2016 года) заводом выпущены: шесть составов типа ЭД4, 452 состава ЭД4М (включая четыре ЭД4М 500-х номеров), три состава ЭД4М1, 38 составов ЭД4МК, два состава ЭД4МКу, один состав ЭД4МКМ, семь составов ЭД4МКМ-АЭРО, а также состав ЭД4Э-0001 и секция ЭД4Э-0002 (по прямому назначению не эксплуатировалась). Последний электропоезд серии (ЭД4М-0496) был выпущен в мае 2016 года. Также выпущено значительное количество электросекций (номера 1001 и выше — головные вагоны, 2001 и выше — моторные, 3001 и выше — прицепные) для возможности замены неисправных вагонов в основных составах и формирования новых поездов. Интересный факт: в феврале 2006 года была выпущена секция с номерами вагонов 017101 и 017102, предназначавшаяся для очередных испытаний. Состав ЭД4М-0171 был построен несколько позже, причём включал в головной секции вагоны с такими же номерами (после испытаний опытная секция не вошла в состав ЭД4М-0171 и оставалась на ДМЗ)[1][2].
Вагоны состава ЭД4М ранних выпусков после перехода на новые вентиляционные решётки и окна (на примере ЭД4М-0273)
Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с изменённой маской кабины и различными типами выходов (на примере ЭД4М-0444)
Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с изменённой планировкой вагона Пг и выходами на высокие платформы (на примере ЭД4М-0482)