ЭД4


ЭД4 (Электропо́езд Де́миховский, 4-й тип) — серия российских электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с 1996 по 2016 годы на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) для железных дорог России и государств республик бывшего СССР.

Заводское обозначение поездов серии (кроме ЭД4Э) — 62-301; заводские обозначения вагонов этих поездов[3]:

В 1996 году на ДМЗ встал вопрос о начале производства электропоездов с отечественным электрооборудованием. До этого все поезда ЭД2Т, выпущенные заводом, оснащались оборудованием Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ, Латвия). Вскоре был построен электропоезд, изготовленный на базе механической части и кузовов ЭД2Т и отечественного электрооборудования. Электродвигатели были изготовлены в Новосибирске, остальное электрооборудование — на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Новый электропоезд получил обозначение ЭД4[4].

Электрооборудование функционально повторяет схему хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22 1964 года выпуска.

ЭД4 — поезд для пригородных перевозок, как и ЭД2Т, был создан в качестве прямой замены ЭР2. Его кузов абсолютно идентичен кузову поездов ЭД2Т и ЭР24, несколько отличаясь от ЭР29 (первого электропоезда с кузовом подобного типа).

Всего был построен 501 электропоезд серии ЭД4 в разных вариантах исполнения, не считая сборных поездов, составленных из отдельных вагонов. За 20 лет производства серии (к июлю 2016 года) заводом выпущены: шесть составов типа ЭД4, 452 состава ЭД4М (включая четыре ЭД4М 500-х номеров), три состава ЭД4М1, 38 составов ЭД4МК, два состава ЭД4МКу, один состав ЭД4МКМ, семь составов ЭД4МКМ-АЭРО, а также состав ЭД4Э-0001 и секция ЭД4Э-0002 (по прямому назначению не эксплуатировалась). Последний электропоезд серии (ЭД4М-0496) был выпущен в мае 2016 года. Также выпущено значительное количество электросекций (номера 1001 и выше — головные вагоны, 2001 и выше — моторные, 3001 и выше — прицепные) для возможности замены неисправных вагонов в основных составах и формирования новых поездов. Интересный факт: в феврале 2006 года была выпущена секция с номерами вагонов 017101 и 017102, предназначавшаяся для очередных испытаний. Состав ЭД4М-0171 был построен несколько позже, причём включал в головной секции вагоны с такими же номерами (после испытаний опытная секция не вошла в состав ЭД4М-0171 и оставалась на ДМЗ)[1][2].


ЭД4МКМ-АЭРО-0001 в ранней (слева) и поздней (в центре) окраске ООО «Аэроэкспресс»; лобовая маркировка в позднем варианте сокращена до ЭД4МКМ. Справа: интерьер вагона бизнес-класса ЭД4МКМ-АЭРО

Вагоны состава ЭД4М ранних выпусков до изменения вентиляционных решёток (на примере ЭД4М-0055)

Вагон ЭД4М-005501 (Пг)
Вагон ЭД4М-005506 (Мп)
Вагон ЭД4М-005505 (Пп)

Вагоны состава ЭД4М ранних выпусков после перехода на новые вентиляционные решётки и окна (на примере ЭД4М-0273)

Вагон ЭД4М-027309 (Пг)
Вагон ЭД4М-027310 (Мп)
Вагон ЭД4М-027307 (Пп)

Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с выходами на высокие платформы (на примере ЭД4М-0405)

Вагон ЭД4М-040509 (Пг)
Вагон ЭД4М-040510 (Мп)
Вагон ЭД4М-040507 (Пп)

Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с комбинированными выходами (на примере ЭД4М-0390)

Вагон ЭД4М-039001 (Пг)
Вагон ЭД4М-039002 (Мп)
Вагон ЭД4М-039003 (Пп)

Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с изменённой маской кабины и различными типами выходов (на примере ЭД4М-0444)

Вагон ЭД4М-044401 (Пг)
Вагон ЭД4М-044402 (Мп)
Вагон ЭД4М-044405 (Пп)

Вагоны состава ЭД4М поздних выпусков с изменённой планировкой вагона Пг и выходами на высокие платформы (на примере ЭД4М-0482)

Вагон ЭД4М-048201 (Пг)
Вагон ЭД4М-048206 (Мп)
Вагон ЭД4М-048205 (Пп)

Вагоны состава ЭД4МКМ-АЭРО (на примере ЭД4МКМ-АЭРО-0001)

Вагон ЭД4МКМ-АЭРО-000101 (Пг)
Вагон ЭД4МКМ-АЭРО-000102 (Мп)
Вагон ЭД4МКМ-АЭРО-000105 (Пп)