Райс, Элмер Леопольд


Элмер Райс (англ. Elmer Rice; настоящее имя Элмер Леопольд Райзенстайн, англ. Elmer Leopold Reizenstein; 28 сентября 1892, Нью-Йорк — 8 мая 1967, Саутгемптон) — американский драматург, режиссёр.

Элмер Райс родился в семье евреев — эмигрантов из Венгрии. Закончил Нью-Йоркскую школу права (1912), работал адвокатом. В 1914 году написал первую пьесу «Суд» («Испытание»), где впервые в истории американского театра был использован приём вращающейся сцены. В 1923 году написал экспрессионистскую антиутопическую пьесу «Счётная машина». После этого Райс не занимался экспериментами, обратившись к остросоциальной тематике.

Пьеса «Уличная сцена» (1929) завоевала Пулитцеровскую премию за реалистическое изображение обитателей городских трущоб. Композитор Курт Вайль использовал её в качестве основы для мюзикла (1947). За ней последовала экспрессионистская мелодрама «Подземка» (The Subway, 1929)[1], героиня которой — наивная 18-летняя регистраторша по имени Софи (возможно, в честь Софи Тредуэлл, с чьей пьесой «Машиналь» имеет некоторое сходство) тоскует по красоте, в то время как её повседневная жизнь связана с равнодушными родителями и ежедневными поездками в метро, вызывающими истерику. Она занимается сексом с молодым человеком, который пишет апокалиптическое произведение под названием «Метро». Испытывая вину за свою возможную беременность, она бросается под приближающийся поезд метро[2]. Предметом пьесы «Меж двух миров» (1934) стал идеологический конфликт СССР и США. Райс был первым директором нью-йоркского отделения Федерального театра, но подал в отставку в 1936 году в знак протеста против цензуры в его спектакле «Эфиопия» — о вторжении Муссолини в эту страну.

В 1937 году вернулся на Бродвей. Из поздних пьес наиболее успешной стала «Мечтательница» (1945). Райс написал монографию «Живой театр» (1960) и автобиографическую книгу «Особое мнение» (1964).