Эль Греко


Доме́никос Теотоко́пулос (правильнее Доми́никос) (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος; 1541 – 7 апреля 1614), более известный как Эль Греко (исп. El Greco, буквально «Грек») — испанский живописец, скульптор и архитектор греческого происхождения, один из крупнейших мастеров позднего Испанского Ренессанса. Прозвище Эль Греко[a][b] отражает его греческое происхождение и испанское подданство. Свои работы он обычно подписывал полным именем греческими буквами, Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, иногда добавляя слово Κρής («с Крита»).

Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. В юности изучал иконопись, в возрасте 26 лет отправился в Венецию, как и многие греческие художники[2]. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы.

Драматичный и экспрессионистский стиль Эль Греко приводил в смущение современников, однако получил признание в XX столетии. Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких как Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Современными учёными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе[3]. Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи[4].

Эль Греко родился в 1541 году на острове Крит, в деревне Фоделе или в городе Кандия (ныне Ираклион)[c], в зажиточной семье, вероятно, изгнанной из Ханьи в Кандию после восстания против Венеции между 1526 и 1528 годами[5]. Отец Эль Греко, Георгиос Теотокопулос (ум. 1556), был торговцем и сборщиком податей. О его матери, также гречанке, ничего не известно[6]. Старший брат Эль Греко, Мануссос Теотокопулос (1531 — 13 декабря 1604) был богатым торговцем и провёл последние годы жизни (1603—1604) в толедском доме Эль Греко[7].


Снятие пятой печати (1608–1614, холст, масло, 225 × 193 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) считается источником вдохновения для «Авиньонских девиц» Пикассо.
Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907, холст, масло, 243,9 × 233,7 см, Нью-Йоркский музей современного искусства) имеет определённое морфологическое и стилистическое сходство со «Снятием пятой печати».
Моденский триптих (1568, темпера, дерево, 37 × 23.8 см (центральная панель), 24 × 18 см (боковые панели), Галерея д’Эсте, Модена), небольшая композиция, приписываемая Эль Греко
Δομήνικος Θεοτοκόπουλος ἐποίει. Подпись Эль Греко. После имени он добавлял ἐποίει («сделал это»). На «Вознесении Девы Марии» он использовал слово δείξας, «изобразил это»).