Эмаль


Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоёмкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.

Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства, связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М. В. Ломоносовым. Был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии Художеств (впервые упомянут в 1781 году). На рубеже XIX—XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять ювелирные фирмы К. Фаберже, И. П. Хлебникова, П. А. Овчинникова, Грачёвых.

События революции 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и сюжетной миниатюры[1].

В Китай перегородчатая эмаль, вероятно, пришла из Персии к началу Минской династии (1368-1643). В этой технике изготовлялись вазы, блюда, декоративные панно, а также культовые сосуды. С всё более широким распространением употребления нюхательного табака во второй половине 18 века, в период правления императора Цяньлун перегородчатой эмалью украшались и табакерки в форме флаконов, однако их производство не носило массового характера ввиду технической сложности при изготовлении маленьких объектов.