Эмансипация евреев


Эмансипа́ция евре́ев — процесс освобождения от ограничений в правах представителей еврейского этноса и иудейского вероисповедания, происходивший в государствах Европы и Америки, а также Османской империи в основном с XVIII века.

До эмансипации евреи жили в основном замкнуто, обособленно от остального мира, в гетто или отдельных еврейских районах в городах, а также в еврейских местечках. С одной стороны, евреи были сильно ограничены в правах по сравнению с окружающим их христианским или мусульманским населением. С другой стороны, еврейская община являлась замкнутым самоуправляемым организмом. Для евреев многие профессии и занятия были недоступными, включая многие виды государственной службы, офицерское звание на военной службе, академическое образование. Со Средних веков еврейские общины несли коллективную ответственность за сбор некоторых налогов, а в Российской империи — также за набор рекрутов. Кроме того, в Российской империи евреям дозволялось селиться и торговать только в пределах черты оседлости, исключая сельскую местность. Результатом этих ограничений явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках.

Эмансипация была основной целью еврейства Западного мира той эпохи. Это привело к участию евреев в политических движениях за эмансипацию, а также к эмиграции из стран Европы в страны Америки — США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие.

Реакционность некоторых режимов, их нежелание проводить эмансипацию евреев приводило к участию евреев в революционной деятельности против этих режимов, в частности — против российского царизма[1].

Эмансипация евреев включала гарантирование свободы вероисповедания иудеям, предоставление им гражданства того государства, где они проживали, гарантирование права свободно указывать или не указывать свою национальную принадлежность, пользоваться своим языком и развивать культуру на нём, свободу передвижения и выбора места жительства в пределах государства, в котором они жили и прочие.

Эмансипация происходила в рамках реформ, нацеленных на преобразование устаревших отношений между евреями неевреями в рамках различных государств и сообществ. Источником преобразований были идеи европейского Просвещения[2]. Реформаторы стремились к такому общественно-политическому устройству, при котором статус человека не зависел бы от его происхождения[3].