Эндаумент


Энда́умент (целевой капитал некоммерческой организации; англ. endowment) — сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций[1].

В России минимальный срок формирования капитала — 10 лет. В мировой практике в подавляющем большинстве эндаументы создаются навечно. Доход от управления может использоваться только на цели, которые определены при формировании целевого капитала.

Первый целевой капитал был сформирован Платоном на свою академию (это было небольшое имение). Академия имела более чем 900-летнюю историю, и была закрыта в 529 году императором Юстинианом.

Ещё один аналог современных целевых фондов появился в Великобритании, когда в 1502 году леди Маргарет Бофорт, бабушка короля Генриха VIII, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа.

В США самыми известными являются целевые фонды Гарвардского, Йельского, Принстонского и Стэнфордского университетов. Их объём составляет миллиарды долларов (в частности, эндаумент Гарвардского университета по итогам 2012 года составил $32,7 млрд.[2]).

Нобелевский фонд — самый известный международный эндаумент-фонд, созданный в XIX веке. По завещанию Альфреда Нобеля средства, вырученные от продажи его собственности, должны были быть вложены в надёжные ценные бумаги, с процентов от прибыли которых теперь выдаются премии учёным — за выдающиеся достижения в науке, и общественным деятелям — за вклад в достижение и поддержание мира.