Энергия — Буран


«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Одна из двух реализованных в мире систем МТКС, программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1974 году[1]:3, а в 1993 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела[2][3]. Главными конструкторами многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» были Семенов Юрий Павлович, ответственный за создание системы «Буран» и Губанов Борис Иванович, ответственный за создание ракетного комплекса «Энергия»[1]:2.

Программа «Энергия» — «Буран» обошлась бюджету в 14 миллиардов рублей (не считая ещё 400 миллионов рублей на постройку «Бурана», 210 миллионов рублей на ракету-носитель «Энергия»[4] и сам запуск), что составляет примерно два триллиона по курсу 2016 года[5][6][7]. По другим данным, программа обошлась в 16,5 млрд рублей[8].

В мае 2016 года в Центре имени Хруничева был восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения. В штат были приглашены специалисты, которые создавали в свое время «Буран». Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы «Энергия» — «Буран»[9].

Необходимость создания советской многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в период 19711975 годов. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Спейс шаттл, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара[10][11].

В 1950-х — 1960-х годах в СССР и США разрабатывалось несколько проектов многоразовых космических систем (например, «Спираль»), но они были закрыты на разных этапах[12].

В 1972 году, сразу после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл», в СССР была проведена серия закрытых совещаний по этой проблеме. Многие специалисты указывали, что такая система существенно проигрывает по экономичности выведения полезных грузов на орбиту обычным одноразовым ракетам-носителям и не даёт особых преимуществ в военном отношении; отсутствуют также серьёзные задачи, требующие возврата с орбиты космических аппаратов. Высказывались даже мнения о том, что это масштабная дезинформация или очередной блеф с целью втягивания СССР в новый виток космического противостояния и гонки вооружений. Именно неизвестность будущих задач программы «Спейс шаттл» обусловила в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника[13].