Эпикуреизм


Эпикуреи́зм (Эпикуре́йство) — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

Ранний, или Древний, Сад (кон. IV — нач. III в. до н. э.) связан с деятельностью самого Эпикура и его ближайших учеников. В 32-летнем возрасте Эпикур организует свою школу сначала в Митилене, но вскоре бежав оттуда создаёт школу в Лампсаке (310 до н. э.), а затем, через 5 лет, переносит её в Афины[2] (по другой версии, школа была основана в Афинах в 306 до н. э.[3]). Школа находилась в саду философа, и по этой причине она получила название «Сад» (греч. κῆπος), а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причём, в отличие от пифагорейских общин, здесь отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была нанесена надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо»[4].

Наиболее известным из учеников Эпикура был Метродор (331—278 гг.), он претендовал на главную роль после смерти учителя, но умер ещё при его жизни. Не менее значимым учеником был Полиен (ум. 290/280), скончавшийся примерно в то же время; поэтому именно Гермарх (ум. ок. 250), согласно завещанию Эпикура — возглавил школу после смерти её основателя. Дело в том, что Гермарх был старше всех оставшихся, он вместе с Эпикуром начинал путь ещё в Митилене, до основания массовой школы в Лампсаке, да и к тому же Метродор, главный претендент на место лидера — погиб.

Из более-менее известных учеников Эпикура в ранний период отметились Идоменей (род. ок. 325); Колот (род. ок. 320) и Полистрат (ум. 218/219), который стал преемником Гермарха на посту схоларха. После него, с 219/218 по 205/204 школу возглавлял Дионисий из дема Ламптры, а уже ему наследовал Василид из Тира (род. ок. 250) — схоларх с 205/204 до н. э. Это уже были люди, которые не могли знать Эпикура лично.

При сколархе Василиде Филонид из Лаодикеи распространяет учение Эпикура в Сирии (Антиохия). Под его влиянием адептом эпикуреизма становится царь Антиох IV Эпифан, а позже и царь Деметрий I Сотер[5].