Эпоха грюндерства


Эпоха грюндерства (нем. Gründerzeit, эпоха основателей) — период в экономическом развитии Германии и Австро-Венгрии в XIX веке до экономического кризиса 1873 года. В это время Центральную Европу охватила индустриализация, начало которой было заложено в 1840-е годы, поэтому точно указать начало эпохи грюндерства не представляется возможным. В Австрии за точку отсчёта принята Мартовская революция, экономические итоги которой в отличие от политических в целом пересмотру не подвергались[1].

В последние годы до биржевого кризиса (в Германии после победы во Франко-прусской войне, когда германский рынок наводнил французский капитал, поступавший в форме репараций) экономический подъём этого периода достиг своей вершины в невиданном до этого буме, и эти последние годы считаются «грюндерством» в узком смысле слова.

Грюндерство стало периодом в истории Центральной Европы, когда во главе культурного развития встала буржуазия, поэтому это время называют периодом классического либерализма, несмотря на то, что политические требования буржуазии были реализованы лишь частично и относительно в конце этой эпохи.

Индустриализация выдвинула и иные эстетические задачи, прежде всего в архитектуре и художественных промыслах, но они нашли своё отражение в совершенствовании имеющихся форм. Грюндерство принято относить к направлению историзма. Поскольку это направление сохранялось вплоть до начала XX века, существует некая расплывчатость в употреблении терминов. В стилевом отношении последние десятилетия XIX века также входят в эпоху грюндерства.

Выражение «эпоха грюндерства» относится к небывалому экономическому подъёму середины XIX века, когда «грюндеры» (нем. Gründer — учредители компаний) стремительно богатели. Николай Дмитриевич Кондратьев описывает подъём эпохи грюндерства как период подъёма второго цикла. Существенную роль в этом стремительном экономическом развитии сыграло строительство железных дорог, ставших самым значимым фактором в экономике этого периода. Поэтому типичный «грюндер» — это пионер железнодорожного транспорта, например, такой как Бетель Генри Штроусберг. Железные дороги дали серьёзный импульс развитию других отраслей промышленности благодаря выросшему спросу на уголь и сталь, что привело к учреждению промышленных империй, как компания, основанная Фридрихом Круппом. Но в первую очередь значительно упростились коммуникация и передвижение. Началась массовая миграция низших слоёв сельского населения в города, где они вливались в формирующийся пролетариат, что привело к появлению пауперизма и выявлению необходимости решения социальных проблем.

С развитием железнодорожного транспорта произошла революция в сфере сбыта, позволившая организовать массовое производства и за пределами индустриального сектора. Наиболее известными грюндерами в сфере продуктов питания стали основатель пивоварни Игнац Маутнер  (нем.)и кофейного дела Юлиус Майнль I  (нем.).