Эрдмансдёрфер, Макс


Макс Карл Кристиан Эрдмансдёрфер (нем. Max Carl Christian Erdmannsdörfer; в России Максимилиан Карлович Эрдмансдёрфер; 14 июня 1848, Нюрнберг — 14 февраля 1905, Мюнхен) — немецкий дирижёр. Сын Карла Эрдмансдёрфера.

Учился у своего отца, дебютировал на сцене в десятилетнем возрасте одновременно как скрипач и пианист[3]. Затем окончил Лейпцигскую консерваторию (1867), где учился у Игнаца Мошелеса и Карла Райнеке (фортепиано), Фердинанда Давида и Феликса Драйшока (скрипка), Морица Гауптмана (теория). После этого в течение года изучал дирижирование в Дрездене у Юлиуса Рица.

Несколько лет давал частные уроки в Нюрнберге. В 1871 году сменил Макса Бруха во главе придворного оркестра в Зондерсхаузене, установив отношения регулярного сотрудничества с Иоахимом Раффом и Францем Листом: в частности, Эрдмансдёрфер и оркестр Зондерсхаузена стали первыми исполнителями симфонической поэмы Листа «Гамлет» (2 июля 1876 года). Среди других зондерсхаузенских премьер Эрдмансдёрфера увертюра «Сервантес» Александра Маккензи. После отречения покровительствовавшего искусствам князя Гюнтера Фридриха Карла покинул Зондерсхаузен и в 1880—1882 гг. работал в Лейпциге[4].

В 1882—1889 гг. Эрдмансдёрфер был дирижёром оркестра Русского музыкального общества и работал, главным образом, в Москве; в начале этого периода он также непродолжительное время преподавал в Московской консерватории, однако уже в 1883 году его конфликт с директором консерватории Николаем Губертом привёл к отставке обоих[5]; среди учеников Эрдмансдёрфера были Николай Кочетов и Александр Оленин, а впоследствии, в 1888 году в Москве было опубликовано его учебное пособие «Таблицы наиболее употребительных инструментов оркестра». Тесное сотрудничество связало Эрдмансдёрфера с Петром Ильичом Чайковским: он осуществив мировые или московские премьеры ряда его произведений, в том числе Симфонии «Манфред» (11 марта 1886 года). Чайковский посвятил Эрдмансдёрферу Сюиту для оркестра № 3 Op. 55 (как считается, в знак извинения за то, что не явился на проведённую Эрдмансдёрфером премьеру Сюиты № 2 Op. 53[6]). Кроме того, Эрдмансдёрфер оркестровал «Песню без слов» Чайковского (третью часть юношеского цикла «Воспоминание о Гапсале[англ.]») и фортепианный цикл «Костюмированный бал» Антона Рубинштейна. Среди других премьер Эрдмансдёрфера была Первая симфония Антона Аренского. От имени Русского музыкального общества Эрдмансдёрфер вёл переговоры с зарубежными музыкантами, приглашая их на гастроли и на педагогическую работу в России. Исключительно высокую оценку московской работе дирижёра дал Г. А. Ларош, писавший: