Эресунн


Э́ресунн, или Зунд[1] (дат. Øresund, швед. Öresund), — пролив между островами Зеландия и Амагер (Дания) и Скандинавским полуостровом (Швеция). В числе прочих Датских проливов соединяет Балтийское и Северное моря.

Эресунн соединяет Балтийское море на юге и пролив Каттегат на северо-западе. Длина пролива, измеряемая от мыса Куллен на севере до Фальстербу на юге (оба на шведском берегу), составляет 70 миль (110 км)[2]. В энциклопедических источниках встречаются оценки от 102[1] до 118 км[3][4]. Узкий отрезок пролива, на севере в ширину достигающий менее 5 км между городами Хельсингборг (Швеция) и Хельсингёр (Дания), а на юге 14 км между Копенгагеном (Дания) и Мальмё (Швеция), в длину составляет 33 мили (53 км)[2]. Наибольшая ширина — 49 км[1].

В проливе находятся шведский остров Вен и датские острова Сальтхольм и Пеберхольм, последний из которых был искусственно насыпан при создании Эресуннского моста.

Минимальная глубина Эресунна — 7 м[2], на фарватере — 8[1]. Глубины в широкой юго-западной части пролива от линии Фальстербу—Сальтхольм на север до Кёге и Дрогдена составляют от 10 до 20 м. Этот участок отделён от глубокой, но узкой центральной части пролива прерывистой цепью островов и отмелей, тянущейся между Копенгагеном и Мальмё вокруг Эресуннского моста и прорезаемой несколькими узкими каналами большей глубины. От северного входа в пролив между Кулленом и Гиллелее на датской стороне его ширина воронкообразно сужается в сторону линии Хельсинборг-Хельсингёр, но глубина около 20 м сохраняется от острова Вен в восточном направлении вплоть до Барсебека. Хотя Эресунн представляет собой кратчайший путь из Балтийского моря в Атлантический океан, малые глубины на линии Амагер-Сальтхольм-Лимхамн представляют собой серьёзной препятствие как для водообмена, так и для навигации. После Второй мировой войны, когда водоизмещение грузовых судов стало возрастать, значительная часть перевозок была переориентирована из Эресунна в Большой Бельт[3]. Для тех большегрузных судов, маршрут которых проходит через Эресунн, разработана специальная система регуляции движения, в том числе предусматривающая, что остров Вен должен оставаться по левому борту[4].