Эрихсон, Адольф Эрнестович


Адо́льф Эрне́стович (Адольф Вильге́льм) Эрихсо́н (1862, Москва — 1940, Париж (?)) — русский архитектор, крупный мастер модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.

Адольф Эрихсон — сын купца, москвич шведского происхождения. После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891—1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году[1]. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары, а также площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Архитектор много проектировал в Москве для купцов Петра Щукина и Ивана Сытина. Помощником Эрихсона работал архитектор Иван Герман[2][3].

Творческий путь Эрихсон начал с построек в стиле эклектики, уже в первых работах Эрихсон использовал в архитектурной практике разные приемы и методы, от ордерной классики (в частности, Аптека Феррейна), до готики[4] (Особняк Леман), в 1890-х годах, в его деятельности возникла яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века (новый корпус музея Щукина)[5]. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту[6]. В 1910-х годах почерк архитектора вновь изменился — большинство его построек с этого времени возведены в стиле неоклассицизма, при этом Эрихсон разработал собственную трактовку классических форм, основанную на лучших образцах московского ампира[7].

Мастерская Эрихсона первоначально располагалась в Москве на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка, затем была переведена на Петербургское шоссе, 38[8].[9]

После 1917 года Адольф Эрихсон предположительно жил в эмиграции в Швейцарии и Франции. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна[10]. По некоторым данным скончался в Париже в 1940 году[11].

По мнению доктора искусствоведения Марии Нащокиной, Эрихсон — один из самых выдающихся зодчих московского модерна со своим индивидуальным узнаваемым почерком[1].