Блох, Эрнст


Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885[1][2][…], Людвигсхафен-ам-Райн[3] — 4 августа 1977[1][2][…], Тюбинген, Баден-Вюртемберг[3]) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Родился в Людвигсхафене в обеспеченной еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс».

Уже в школьные годы переписывался с Эрнстом Махом, Теодором Липпсом, Эдуардом фон Гартманом, Вильгельмом Виндельбандом. Изучал философию, физику, германистику и музыку; учился в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине и Гейдельберге — у Теодора Липпса, Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

На формирование философии Блоха оказали влияние марксизм, немецкая классическая философия (Кант и Гегель), экзистенциализм (особенно в варианте Кьеркегора), а также ветхозаветное иудейское мессианство, раннее христианство и позднесредневековая еврейская мистика. Близкими к его идеям называли философию экзистенциалиста-марксиста Жана-Поля Сартра. В Марксе Блох видел последовательного гуманиста:

«Понятие „гуманизм“ (в том смысле, которым оно обладает сегодня) сложилось в 17—18 веках. Вообще-то, оно гораздо старше, но в политику оно вошло именно в это время. Действительно, то, что спроецировал молодой Маркс, является последовательным развитием идеалов Французской революции. Во время Французской революции „гражданин“ всего лишь предавался иллюзии, поскольку у него не было ключа к решению проблемы — экономического ключа, социологического ключа. Маркс не просто учитывает прежние идеалы. Он в самой действительности ищет ключ, рычаг, чтобы положить конец состоянию отчуждения, как это сформулировал Гегель, состоянию отчуждения, в котором человек оказался в силу царящих в обществе торгово-экономических отношений. Молодой Маркс в то время называл это не „материализмом“, „диалектическим материализмом“, а „реальным гуманизмом“. Категорический императив „требует“ устранения всех отношений, низводящих человека до состояния угнетённого, жалкого существа. Именно эту цель ставил перед собой Маркс. Так что понятие „гуманизм“ — это не какой-нибудь свалившийся с неба термин. Марксизм опирается на богатое наследие. И Маркс (я хочу добавить, что марксизм гораздо старше Маркса) вкладывает в это понятие совершенно определённое содержание. „Гуманизм“ он понимает как движение, направленное на освобождение человека от состояния рабства и гнёта»[4].