Эр (паровоз)


Эр (реконструированный) — паровоз типа 0-5-0, выпускавшийся с перерывами с 1935 по 1957 годы. До 1944 года строился советскими заводами, а с 1946 года — импортировался из стран-членов организации Варшавского договора. От предыдущей серии Эм отличается прежде всего удлинением топки на полметра, что позволило выровнять нагрузку по осям, а также увеличить мощность и повысить силу тяги.

Основное внешнее отличие послевоенных Эр от предшественников — отсутствие площадки впереди котла, которую заменили наклонные лестницы.

В 1933 году конструкционный вес выпускаемых паровозов Эм значительно снизился вследствие широкого применения сварки в конструкции котла и отказа от питательного колпака, водоочистителя и грязевика. Однако, при этом нагрузка на 4-ю и 5-ю оси уменьшилась с 17 до 14,4 тонн, что вызвало склонность паровоза к боксованию. Требовалось найти конструктивные решения, которые бы сместили центр тяжести паровоза назад с целью догрузить задние оси. В марте 1933 года по инициативе НКПС было принято решение поручить поиск этих мер Главтяжмашу. С 1934 года на строящихся паровозах Эм стали вновь устанавливать питательный колпак, однако, при этом сцепной вес и распределение нагрузки по осям изменились в лучшую сторону незначительно.

В 1933 году инженер Института реконструкции тяги И. В. Пирин (1902—1991), предложил удлинить топку паровоза Эм при сохранении её ширины. Удлинённая и, как следствие, утяжелённая топка догружала задние оси, обеспечивая равномерное распределение сцепного веса по осям. При этом возрастала сила тяги паровоза как по котлу за счёт увеличения площади колосниковой решётки и объёма топочной части, так и по сцепному весу.