Эскадренные миноносцы проекта 956-Э


Эскадренные миноносцы проекта 956-Э — тип эскадренных миноносцев третьего поколения. Эскадренные миноносцы проекта 956-Э были построены на судостроительном заводе «Северная верфь» на основе двух уже заложенных корпусов эскадренных миноносцев проекта 956 по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики.

В соответствии с утверждённой программой строительства эскадренных миноносцев проекта 956 для Военно-Морского Флота СССР и государственным оборонным заказом Главное управление кораблестроения ВМФ Министерства обороны СССР заключило с судостроительным заводом № 190 им. А. А. Жданова договоры от 13 февраля 1987 года (№ 215-А/288-87) и от 21 ноября 1988 года (№ 208-А/300-88) на строительство двух эскадренных миноносцев с заводскими № 878 и 879 соответственно.

После преобразования ССЗ № 190 в АООТ «Северная верфь» строительство обоих кораблей продолжалось (исключительно за счёт средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с государственным оборонным заказом). «В соответствии с заключёнными договорами, все выполненные технологические этапы принимались военным представительством № 320 Министерства обороны Российской Федерации, передавались на ответственное хранение предприятию и оплачивались за счёт средств федерального бюджета по государственному оборонному заказу заказчиком — Управлением кораблестроения ВМФ Министерства обороны Российской Федерации»[1].

28 февраля 1997 года во исполнение решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 1995 года о взыскании с АООТ «Северная верфь» в пользу АООТ «Брянский машиностроительный завод» долга за выполненные работы на сумму 7,118 млрд рублей судебным исполнителем Кировского федерального суда Санкт-Петербурга были оформлены акты описи и ареста незавершённого производства АООТ «Северная верфь» в виде двух эсминцев проекта 956, неоконченных строительством. При описи имущества «в актах не были указаны полные перечни комплектации незавершенного производства, его техническое состояние, перечень выполненных работ по строительству этих кораблей, а также степень готовности описанных военных кораблей»[1].

Балансовая стоимость корпуса № 878 составляла 31,247807 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального контроля — 2,072676 млрд рублей. Балансовая стоимость второго корабля составляла 9,780340 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального осмотра — 1,037634 млрд рублей[1].