Этнические чистки


Этни́ческая чи́стка (этнические чистки) — систематическое насильственное вытеснение этнических, расовых или религиозных групп из определённой зоны, цель которых — сделать регион этнически однородным. Методы могут быть как прямыми (депортация или перемещение населения), так и косвенными (убийства, изнасилования и уничтожение имущества)[1][2][3].

В общем плане этнические чистки означают любой вид вытеснения «нежелательных» групп населения с данной территории по причинам, связанным с религиозной или национальной дискриминацией, по политическим, стратегическим или идеологическим соображениям — или комбинации вышеуказанных причин.

У термина «этническая чистка» нет юридического определения в международном уголовном праве, однако проводимые в процессе методы считаются преступлениями против человечности и могут также попадать под действие Конвенции о геноциде[1][4].

Термин «этническая чистка» вошёл в международный лексикон в качестве кальки с сербско-хорватского выражения «etničko čišćenje/етничко чишћење». В 1990-х годах средства массовой информации бывшей Югославии регулярно использовали это выражение по отношению к политике, проводившейся в ходе гражданской войны в этой стране. Примерно в 1992 году его позаимствовали международные СМИ. Возможно, что этот термин появился ещё до распада Югославии в военной доктрине бывшей Югославской Народной Армии, где говорилось об «очистке территории» (čišćenje terena/чишћење терена) от врага для обеспечения полного контроля над захваченным районом. Истоки этой доктрины неясны — возможно, это было наследие партизанской войны на территории Югославии в ходе Второй мировой войны.

Первоначально имелось в виду, что речь идёт исключительно о вооружённом противнике, однако затем этот метод стал применяться и по отношению к мирному населению иной национальности. Именно в этом смысле югославские СМИ ещё в 1981 году писали о политике албанского руководства сербского края Косово, которое стремилось создать у себя «этнически чистую территорию» (то есть населенную только самими албанцами).

Это выражение использовалось и ранее. Так, например, 16 мая 1941 года газета «Hrvatska Krajina», описывая посещение командиром хорватских усташей Виктором Гутичем францисканского монастыря Петричевац, приводило такие его слова: «Любой хорват, который сегодня ходатайствует за наших врагов, не только не является хорошим хорватом, но выступает против и ведёт дело к срыву заблаговременно подготовленного и хорошо продуманного плана по очистке [čišćenje] нашей Хорватии от нежелательных элементов…[5]»