Этос


Этос (греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.

Представление об этосе музыки — важная составляющая часть античного мировоззрения. Рассматривая различные цели использования музыки, Аристотель предписывал, в том числе, и «воспитательную» цель:

Мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения <...> и ради времяпрепровождения, т.е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности.

Греческие и римские философы и теоретики музыки приписывали важнейшим категориям гармонии (родам мелоса, видам октавы и ладам), ритмам и тембрам (конкретных музыкальных инструментов) этические характеристики.

Диатонический род мелоса стандартно описывался как строгий и естественный, в то время как хроматика — род изнеженный, развращающий душу человека. Чаще всего дорийский лад описывался как мужественный и серьезный, фригийский как экстатический и возбуждающий, лидийский как грустный и жалобный. Платон в «Государстве» (III.10), призывая исключить все сложные музыкальные инструменты из города, считал полезными только лиру и кифару, «а в полях у пастухов пусть будет сиринга».