Эфиопские евреи


Эфиопские евреи, фалаша (ивр. יְהוּדֵי אֶתְיוֹפְּיָהYehudey Etyopyah, геэз ፈላሻ — «пришельцы», «выходцы»[7]); самоназвание бета Исраэль (ивр. בֵּיתֶא יִשְׂרָאֵלBēteʾ Yīsrāʾēl — «дом Израиля») — этнолингвистическая группа (община) евреев, которая до массовой алии в Израиль (начало 1980-х) проживала в основном в северной и северо-западной Эфиопии. К этому периоду община насчитывала около 45 тыс. человек.

Эфиопские евреи населяли области вокруг озера Тана и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й половине XX века они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен (Семиен), Дембиа, Секелт и Волкает, главным образом в провинции Гондар (ныне регион Амхара, зона Северный Гондэр). Эфиопские евреи также проживали в провинции Тыграй, в исторических областях Ласта и Куара и в городах Гондэр (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба. Основным их занятием было земледелие (большинство — арендаторы), а также различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело. Многие работали в городах на строительстве. В сущности, бета-исраэль были главным образом ремесленниками, особенно в северо-западной Эфиопии.

Изначальными языками эфиопских евреев были близкие агавские языки — кайла и квара (диалект языка кемант). От первого остались лишь записи исследователей, второй частично сохранялся ещё ко времени переселения фалаша в Израиль, где им сейчас владеют пожилые переселенцы. В Эфиопии все фалаша говорили на амхарском — языке окружающего населения и официальном языке Эфиопии, и большинство только на нём. Незначительная часть говорила на языке тиграй. Богослужебным языком фалаша является геэз. В Израиле многие переходят на иврит, хотя в целом его знание одно из самых низких среди евреев-переселенцев из других стран.

Происхождение фалашей неизвестно. По преданию, сохраненному ими и записанному путешественником в XVIII веке, они покинули Иерусалим в сопровождении Менилека, сына царя Соломона и царицы Савской. После долгого пребывания на берегу, примерно в то время, когда торговля на Красном море перешла в руки иностранцев, они, по-видимому, удалились вглубь страны, где занялись изготовлением глиняной посуды. Другие считают фалашей потомками пленников Салманасара или евреев, изгнанных из Иудеи, когда Иерусалим был разрушен во времена Тита и Веспасиана[8]. В 1973 году главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф признал фалашей потомками колена Дана[9].

Саба располагалась на юге Аравийского полуострова, а в Эфиопии находились лишь её колонии), его сопровождали Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин с семьями. Эфиопские евреи считают себя потомками этих знатных людей Иерусалима[9].