Эфрос, Абрам Маркович


Абра́м Ма́ркович Э́фро́с (21 апреля [3 мая1888, Москва — 19 ноября 1954, Москва) — русский и советский искусствовед, переводчик, театровед, литературовед.

Сын московского инженера-механика Маркуса (Мордуха) Абрамовича Эфроса[2], выпускника Императорского Московского технического училища 1881 года и Зинаиды (Брайны-Зельды) Залмановны Эфрос. Семья происходила из Динабурга, в Москве жила в доме Афремова на Долгоруковской улице. Старшие братья отца — Ефим Абрамович Эфрос и Залман Абрамович Эфрос — были московскими купцами первой гильдии, крупными промышленниками и домовладельцами; другой брат, Тевель Абрамович Эфрос, был банкиром в Санкт-Петербурге.

Окончил гимназические классы Лазаревского института восточных языков, с 1907 года учился на юридическом факультете Московского университета. Ещё в студенческие годы опубликовал перевод с древнееврейского языка — «Песнь песней Соломона» (СПб.: Пантеон, 1909. — [2], 272 с., 2 л. нот.: факс.). По окончании Московского университета в 1911 году начал систематически выступать как художественный критик и эссеист в газете «Русские ведомости» (в 1912—1917 годах писал под псевдонимом Россций). Избирался в Московскую городскую думу, где состоял председателем комиссии по внешнему благоустройству Москвы. В 1914—1917 годах служил в действующей армии. С 1917 года — член общественных и государственных органов охраны художественных ценностей, в том числе в 1918—1927 годах — один из ведущих сотрудников Коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Участвовал в определении основных направлений государственной музейной политики, внёс вклад в формирование Государственного музейного фонда и его распределение. 25 июня 1917 года по списку партии социалистов-революционеров в очередной раз был избран гласным Московской городской думы[3].

В 1920 году привлёк витебского художника Марка Шагала к работе в московском Еврейском камерном театре. В этот период состоял членом правления, заведующим отделом нового и новейшего искусства Государственной Третьяковской галереи; одновременно в 1924—1929 годах — хранитель отдела французской живописи, с 1928 года — заместитель директора по научной части Музея изящных искусств и зав. картинной галереей музея. Был одним из организаторов ряда художественных выставок (к 10-летию Октябрьской революции, новейшего французского искусства, выставки детского рисунка и др.).

Работу в музеях совмещал с научно-преподавательской деятельностью: в 1919—1920 годах преподавал в двух Государственных свободных художественных мастерских, на курсах Наркомпроса читал лекции и вёл семинары по музееведению, русскому искусству (1919—1920, 1940—1941), преподавал историю искусств в МГУ (1940—1941), вёл семинар по музееведению на искусствоведческом отделении в Среднеазиатском университете в Ташкенте в 1942—1943.