Эффект Расёмона


Эффект Расёмона — термин, связанный с недостоверностью очевидцев и описывающий ситуацию, в которой событие получает противоречивые субъективные интерпретации или описания вовлечёнными лицами.[1]

Эффект назван в честь фильма Акиры Куросавы «Расёмон» 1950 года, в котором убийство по-разному описывается четырьмя свидетелями, противоречащими друг другу.[2][3] Термин относится к мотивам, механизму и описанию обстоятельств, а также обращается к оспариваемым интерпретациям произошедших событий, определяя субъективность и объективность человеческого восприятия, памяти и коммуникации.[4]

Эффект Расёмона был определён в современном академическом контексте как «обозначение эпистемологической структуры — или способов мышления, знания и запоминания — необходимых для понимания сложных и неоднозначных ситуаций»[5].

История эффекта и его метаморфоз в кино, литературе, юридических толкованиях, психологии, социологии и истории является предметом исследования многих авторов в книге, изданной в 2015 году под редакцией Блэра Дэвиса, Роберта Андерсона и Джен Уоллс[6].

Валери Алия назвала тот же эффект «Принципом Расёмона» и широко использовала новое название с конца 1970-х годов, впервые опубликовав его в эссе о политике журналистики в 1982 году. В дальнейшем она развила концепцию термина в эссе 1997 года «Принцип Расёмона: журналист как этнограф» и в книге 2004 г. «Этика СМИ и социальные изменения»[7][8].

Наглядную демонстрацию этого принципа в научном исследовании можно также найти в журнальной статье Карла Г. Хайдера об этнографии за 1988 год. Хайдер использовал термин для обозначения влияния субъективности восприятия на воспоминание, благодаря которому наблюдатели события могут создавать существенно разные, но одинаково правдоподобные отчеты о нём[9].