Эффект дохода


Эффект дохода (англ. income effect) — эффект в микроэкономике, когда изменение цены товара оказывает влияние на доход потребителя (потребительскую способность), и это сопровождается изменением спроса на этот товар.

В 1915 году российский экономист Евгений Слуцкий опубликовал в итальянском экономическом журнале статью «К теории сбалансированного бюджета потребителя»[1], в которой было выделено из общего эффекта изменения цен эффект замены и эффект дохода. Затем в 1934 году была опубликована статья Дж.Р. Хикса и Р.Г.Д. Аллена «Пересмотр теории ценности»[2]. Английский экономист Дж. Хикс в своей работе «Стоимость и капитал» указал, что разработанная им совместно с Р. Алленом теория поведения потребителя "принадлежит по существу Слуцкому, с той лишь оговоркой, что я совершенно не был знаком с его работой ни во время завершения своего собственного исследования, ни даже некоторое время после опубликования содержания этих глав в журнале «Экономика» Р. Алленом и мной"[3].

Согласно К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю эффект дохода — воздействие от изменения цены товара на доход потребителя (потребительскую способность) и на количество товара, которое потребитель закупит[4]. Снижение цены одного товара приведёт к увеличению реального дохода покупателя данного товара. Покупательная способность увеличивается, так как вырастает объём покупок разнообразных товаров, включая товар со сниженной ценой. У потребителя оказывается высвобожденная сумма для приобретения дополнительного количества данного или иного товара[4].

Изменение цены товара приводит к изменению объёма спроса посредством эффекта замены и эффекта дохода. Эффект замены возникает в связи с относительным изменением цены и способствует росту потребления относительно подешевевшего товара. Эффект дохода возникает в связи с тем, что изменение цены товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход потребителя (покупательную способность). Эффект дохода стимулирует увеличение или сокращение потребления товара, а также может быть нейтральным. То есть эффект дохода может быть отрицателен для нормальных товаров, положителен для некачественного товара (кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон) или нейтрален (кривая «доход-потребление» вертикальна). Для того чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены[5].

Существуют два подхода к определению реального дохода: по Хиксу и по Слуцкому. Подход Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, а подход Слуцкого не требует этого: он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке[5].