Эффект иллюзии правды


Эффект иллюзии правды (эффект достоверности, эффект правдивости, эффект повторения) — когнитивное искажение, которое выражается в склонности верить в достоверность информации после её многократного восприятия.

Этот психологический феномен объясняется тем, что уже знакомую информацию легче воспринять и проанализировать.

Когда человек пытается определить, является ли полученная им информация правдой или ложью, он руководствуется двумя критериями: насколько высказывание логично и совпадает с его уже существующими знаниями, а также слышал ли он ранее что-то подобное. Люди склонны сравнивать новую информацию с уже знакомой. Знакомые утверждения намного легче воспринять и осмыслить, чем те, которые мы слышим впервые. В результате этого у человека создается ощущение, что часто повторяемая информация является истинной[1].

Исследователи также связывают эффект иллюзии правды с феноменом «ошибка хайндсайта»[2] и способностью более быстро и «бегло» обрабатывать уже знакомую информацию[3].

Впервые термин эффект иллюзии правды был введён в 1977 году в результате исследования, проведённого в университете Вилланова и Темплском университете[4]. В рамках этого исследования участников попросили оценить ряд простых утверждений как истинные или ложные. Дэвид Голдштейн, Линн Хашер и Томас Топпино представили одной и той же группе студентов список из 60 правдоподобных утверждений.

Спустя неделю студентам показали второй список, а ещё через неделю — третий. При этом 20 утверждении остались неизменными, а остальные 40 отличались в каждом. Участников попросили указать, насколько они уверены в истинности или ложности утверждений. В том числе, они должны были оценить свою убеждённость в правдивости каждого из них по шкале от 1 до 7. Средний балл «уверенности» студентов в истинности утверждения увеличивался с каждым повторным показом списка (с 4,2 в первом списке до 4,7 в третьем). Это исследование наглядно демонстрирует, что повторение утверждения повышает степень уверенности человека в истинности высказывания.