Южная железная дорога


Ю́жная желе́зная доро́га (укр. Південна залізниця) — региональный филиал АО «Украинская железная дорога», крупнейший по длине линий.

Общая протяжённость сети ЮЖД превышает 3000 км (развёрнутая длина главных путей превышает 4000 км). Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются по общим линиям, в пределах Харьковской, Сумской, Полтавской, частично Черниговской и Кировоградской областей, при этом обеспечивается связь экономических районов стран СНГ по главным направлениям: Север-Крым, Кавказ. Географическое положение и конфигурация направлений и участков обеспечивает ЮЖД большое транзитное значение (60 % от объёма грузовых перевозок) при транспортном обслуживании региона с добывающим, машиностроительным и сельскохозяйственным производством. Структура перевозок имеет индустриально-аграрный характер. Южная жеоезная дорога обслуживает свыше 1000 промышленных и более 2000 коммерческих предприятий, из них крупнейшие: Полтавский ГОК, кременчугские заводы — нефтеперерабатывающий завод и КрАЗ, харьковские заводы — транспортного машиностроения им. В. А. Малышева, «Электротяжмаш», «Харьковский тракторный завод». Из предприятий железнодорожной отрасли крупнейшими являются: Крюковский вагоностроительный завод, Полтавский и Изюмский тепловозоремонтные заводы. Управление дороги располагается в Харькове. Подготовка производственных кадров для ЮЖД осуществляется на Малой Южной железной дороге (детской), в Академии железнодорожного транспорта и 4 техникумах/колледжах (в Харькове, Полтаве и Кременчуге), училищах и дорожных технических школах[1].

В 1933 году Совет Народных Комиссаров принял решение о разукрупнении ряда железных дорог сети СССР для повышения эффективности управления перевозочным процессом и увеличения провозной способности железнодорожного транспорта на важнейших направлениях. В соответствии с Постановлением СНК № 2679 от 13 декабря 1933 г. и приказа НКПС № 499Ц от 17 декабря 1933 г. с 1 февраля 1934 года из состава Южных железных дорог была выделена Донецкая ж.д., название дороги изменилось на «Южная железная дорога»[3]. В результате общая протяжённость Южной железной дороги значительно сократилась вследствие отторжения линии Лозовая — Севастополь, участков Безлюдовка — Красный Лиман и Готня — Льгов.

В годы довоенных пятилеток ЮЖД сыграла важную роль в обеспечении индустриализации промышленных районов центральной части СССР. Географическое положение и конфигурация направлений и участков дороги придают ей большое транзитное значение. Дорога обеспечивает транспортное обслуживание региона с добывающей промышленностью, машиностроительной индустрией и сельским хозяйством.