Стерлитамакская агломерация


Стерлитамакская агломерация (также именуется Южно-Башкирская[2] и Южно-Башкортостанская агломерация[3] — городская агломерация из городов Ишимбая, Салавата и Стерлитамака, а также их пригородных поселений в двух прилегающих районах Башкортостана (Ишимбайский и Стерлитамакский), вторая по значимости в республике и одна из нескольких крупнейших в макрорегионе Урала-Предуралья.

К агломерации применимы типичные критерии для объединения — наличие трудовой миграции, экономической взаимозависимости.

Агломерация начала формироваться в 30-х годах XX века в связи с открытием запасов нефти на юге Башкирии из поселений, обслуживающих соседние места нефтедобычи.[4]

При выделении начальных этапов формирования конурбации и промышленной агломерации учитываются ключевые события:

Исторической вехой стало открытие на границе Стерлитамакского и Макаровского районов промышленного месторождения нефти в мае-июне 1932 года (16 мая зафонтанировала скважина № 702, 3 июня — № 703). Разбуривание началось в 1931 году (17 апреля — первая скважина в районе деревни Ишимбаево, 3 июня — скважина № 702). Подвоз оборудования, специалистов, рабочих (из Баку, Грозного и Верхнее-Чусовских городков) — с осени 1930 г. Тогда в Стерлитамаке жило не более 25 тыс. чел., и он за очень короткое время 1930 года стал административным и нефтяным центром (с 20 августа столица Стерлитамакского района, реорганизованного из кантонной системы, 27 октября создана Стерлитамакская районная контора по бурению треста «Уралнефть»). После открытия Ишимбаевского месторождения нефти возникла острая потребность в создании транспортной, энергетической инфраструктур, которые изначально завязывались как центр-периферия. К 1934-35 гг. построены первые инфраструктурные объекты будущей агломерации: ж.д. дорога Ишимбаево — Стерлитамак — Дёма; Ишимбайская ЦЭС для Стерлитамака, Ишимбаево.

На следующем этапе с 1934-35 гг. по лето/осень 1941 гг. шёл экстенсивный, и в то же время естественный, рост прото-агломерации: её селитебных зон, промышленности и инфраструктурных объектов. В 1936-37 появился нефтепровод Ишимбаево — Уфа, связавший будущую агломерацию с Уфой.