Юмын удыр


Ю́мын у́дыр (горномар. Йы́мын -ӹ́дыр, Юмо — небо, удыр — дочь) — верховное божество марийского пантеона.

Образ Юмын удыр, «небесной девы» (финск. jumalan tyttar, Ilmatar), относится к числу наиболее архаичных в марийской мифологии. По мнению Ю. А. Калиева, она первоначально была единственной владычицей звёздного неба, верховной богиней матриархального пантеона. На это указывает осколок древней песни:

Вращение созвездий воспринималось как пастьба принадлежащего Юмын удыр стада диких животных. Образ Юмын удыр, трансформировался в образ живущей на небе дочери Юмо — пастушки, пряхи, вышивальщицы, водоноски и хлебопёка. Это привело к синтезу архаических и исторически новых черт. Полярная звезда стала представляться в виде веретена, которое вращает Юмын удыр:

Созвездия — это её прялка, падающие звезды — клубки ниток, хвосты комет — серебряные нити. Согласно традиционным представлениям, Юмын удыр, «восседает в серебряном или золотом дворце за прозрачной вуалью шёлковой завесы на самом высоком, седьмом, ярусе неба». О ней говорят, что «у неё прекрасная, длинная коса» (ср. мансийская богиня плодородия Калташ-Эква, золотые косы которой соединяют землю и небо), и что «она носит изумительные (золотые, серебряные) наряды». В роли небесной хозяйки богиня предстаёт в народной поэзии:

На высоком холме, под раскидистой берёзой восседая, рано по утру Юмын удыр пряжу прядёт кленовым веретеном, с серебряной пряслицей. Вместе с трелями соловья слышится лёгкое жужжание на небесах. То телом ладная, лицом пригожая, раскрыв свой занавес, Юмын удыр мотает золотые нити в клубок. Божья дочь спускается за ключевой водой, она принимается за варку пива. Его пена мягче конопляного масла, его пена нежнее сливочной пены. При свете двенадцати свечей Юмын удыр вышивает.

Юмын удыр предстаёт в роли культурного героя. Согласно данным Г. Е. Шкалиной, дочь Юмо взяла под своё особое покровительство женщин-мари. Она научила их ткать и прясть, вязать и вышивать, петь и плясать, растить детей и любить мужа, стрелять из лука, играть на музыкальных инструментах и ещё семи другим десяткам искусств. О том, что в прошлом среди женщин-мари встречались лучники, свидетельствует народная песня: