Junkers W 33


Юнкерс W 33 (нем. Junkers W 33) — немецкий транспортный самолёт. Одномоторный цельнометаллический моноплан. До 1934 года изготовлено 199 экземпляров. 12—13 апреля 1928 года на W 33 впервые совершён перелёт через Атлантику с востока на запад, из Ирландии до канадского острова Гринли у западной оконечности Ньюфаундленда. 26 мая 1929 года на W 33 установлен рекорд высоты полёта — 12 740 метров. W 33 экспортировался во многие страны мира, в том числе в СССР, где имел название ПС-4. Сборка W 33 велась в Швеции и в СССР (в Иркутске)[1].

Одним из самых массовых и коммерчески успешных самолетов в середине 1920-х годов был Junkers F 13. Этот самолет использовали в варианте как транспортного, так и пассажирского. Учитывая пожелания потенциальных заказчиков Гуго Юнкерс решил создать на на базе F 13 специализированный многоцелевой транспортный самолет[2].

Немецкие конструкторы приступили к проектированию нового самолета в 1926 году, взяв за основу конструкцию F 13. Самолет получил наименование Junkers W 33. Буква "W" в названии самолета означала "Werksflugzeug" - рабочий самолет[2].

Так как конструкция нового воздушного судна была основана на модели самолета, изготавливаемого серийно, это позволило в значительной мере сократить время проектирования и обеспечить более низкую стоимость. Самолет отличался от предшественника увеличенный объемом фюзеляжа и отсутствием иллюминаторов, крыло и оперение остались практически без изменений[2].

Погрузка осуществлялась через боковую дверь на левом борту и через люк в потолке кабины. Для самолета было предусмотрено три варианта шасси: колесное, лыжное и поплавковое. Первый прототип был изготовлен на поплавковом шасси. Первый полет состоялся 17 июня 1926 года с гидродрома на Эльбе недалеко от завода в Дессау[2].

В июле 1926 года две опытных самолета, оснащенных поплавками, приняли участие в конкурсе гидросамолетов. Один из самолетов занял итоговое второе место. В апреле 1928 года самолет W 33, оснащенный дополнительными топливными баками, совершил беспосадочный полет из Ирландии на о. Грине у побережья Канады. Экипаж пробыл в воздухе 37 часов. В сентябре самолет пролетел до Японии, преодолев 14500 км[2].