Юфть


Юфть или юхть[1], русская кожа[2] — выделанная кожа, в современности — комбинированного (хромсинтанного, хромтаннидного или хромсинтаннотаннидного), исторически — растительного (лиственница, ива) дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских, оленьих и свиных.

Из русского языка заимствованы украинское ю́хта, белорусское юхт, чешское juchta, польское jucht, juchta, французское youfte, английское yuft, немецкое Juchten[3]. В русском языке слово используется с XVI века, заимствованное через тюркские языки из персидского ǰuft «пара», поскольку кожи дубятся попарно[4][5]. Учёные предполагают, что, скорее всего, слово «юфть» попало в русский язык через чувашский (булгарский) язык, так как слово «ӳт» в переводе означает «кожа». Во время похода Великого князя Владимира на Волжскую Булгарию его воевода Добрыня сказал Володимеру: «съглядах колодникъ, и суть все болгаре в сапогахъ; симъ намъ дани не давати; поидемe искать лапотниковъ», — суть данного высказывания, малопонятная для современного человека, была совершенно очевидна для современников Добрыни, — среди оседлых народов сапоги вплоть до XVII века были непременным атрибутом всадника (далеко ходить в кожаных сапогах пешком было затруднительно) и верным признаком высокого социального статуса их обладателя, далеко не каждый варяг мог их себе позволить, тягаться на суше даже хорошо вооружённым и подготовленным варягам и дружинникам с конницей кочевников было на грани самоубийственного подвига, о чём Добрыня и сообщил Владимиру[6]. Булгарские сапоги назывались «ӳтĕк». В книге «Журнал Министерства народнаго просвѣщения, Том 12» на странице 78 напечатано: «Из произведёнными в болгарской земле наибольшую известность приобрели их юфты».

«Яловый» в славянских языках обозначал не дававших или ещё не давших приплод животных. Яловая кожа для сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или ещё нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились — нежная кожа телят была ещё недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жёстки. В. И. Даль определяет яловую кожу как промежуточную между опойком (из шкуры телёнка) и юфтью[7].