Явление Христа народу
«Явле́ние Христа́ наро́ду» («Явле́ние Месси́и») — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размер — 540 × 750 см[1][2]. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан[2][3]. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент»[2][4]. Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление[5].
Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера Общества поощрения художников[6][7][8]. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме; создание крупноформатного произведения растянулось на два десятилетия[9][10].
В 1858 году после 28-летнего отсутствия Иванов вместе с полотном прибыл в Санкт-Петербург[11]. Картина была показана в Зимнем дворце, где её осмотрел император Александр II, а затем выставлена в Академии художеств[12]. Несмотря на то, что многие отдавали должное мастерству художника, не все отзывы о полотне были однозначно положительными[13]. В ожидании решения о дальнейшей судьбе картины Иванов заболел холерой и скончался. Через несколько часов после его смерти поступило известие о том, что император покупает «Явление Мессии» за 15 тысяч рублей серебром, а также жалует художнику орден Святого Владимира[12]. В марте 1861 года полотно было отправлено в Москву для участия в выставке Общества любителей художеств[14], а в августе того же года вышел указ Александра II, в котором он сообщал, что передаёт картину в дар «устраиваемому в Москве Публичному музею»[15]. Таким образом, «Явление Мессии» стало одним из первых экспонатов картинной галереи Московского Румянцевского музея[16]. В 1924 году было принято решение о расформировании Румянцевского музея и передаче картин художников русской школы в Третьяковскую галерею, однако «Явление Христа народу» было перемещено туда только в 1932 году, после завершения строительства пристройки со специальным залом[17].
Маршрут перевозки полотна (на карте с современными границами государств)
Живописные этюды пейзажей
Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц (холст, масло, 42 × 53,6
см,
ГТГ,
инв. 5644)
[143]Наружное дерево парка Киджи (холст, масло, 43,8 × 60,6
см,
ГТГ,
инв. 2583)
[144]Ветка (бумага на холсте, масло, 46,5 × 62,4
см,
ГТГ,
инв. 2588)
[141][145]Вид из Помпеи на Кастелламаре (бумага на бумаге и на холсте, масло, 48 × 64,5
см, 1846,
ГТГ,
инв. 2589)
[146]Вода и камни под Палаццуоло (холст, масло, 45 × 60,9
см,
ГТГ,
инв. 8074)
[147]Живописные этюды для головы и фигуры Иисуса Христа
Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем, в повороте головы Христа (бумага на холсте, масло, 41 × 41,5
см,
ГТГ,
инв. 8027)
[150][155]Натурщица Ассунта, в повороте Христа (бумага, масло, 59,2 × 44,7
см,
ГРМ,
инв. Ж-5278)
[151]Голова Христа (три варианта) и гипсовые головы (бумага на холсте, масло, 55,4 × 44,3
см,
ГТГ,
инв. 8025)
[152]Голова Христа (бумага на холсте, масло, 44,8 × 33,1
см,
ГТГ,
инв. 2519)
[150]Фигура Христа (бумага на холсте, масло, 75,1 × 54
см,
ГТГ,
инв. 8087)
[152]Живописные этюды для головы и фигуры Иоанна Крестителя
Женская голова, в повороте Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 46,3 × 36
см,
ГТГ,
инв. 8018)
[161]Голова юноши, в повороте Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 59,1 × 44,2
см,
ГТГ,
инв. 2523)
[161]Голова Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 57,7 × 44,1
см,
ГТГ,
инв. 8019)
[161][162]Голова Иоанна Крестителя (холст, масло, 46,3 × 37,5
см,
ГТГ,
инв. 2525)
[163]Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и прислушивающийся (бумага на холсте, масло, 58,2 × 44,1
см,
ГТГ,
инв. 2515)
[163]Живописные этюды для апостолов
Иоанн Богослов (бумага на холсте, масло, 46,5 × 52
см,
ГТГ,
инв. 2529)
[182][183]Полуфигура старика в коричневой одежде, в повороте апостола Андрея (бумага на холсте, масло, 59 × 45,5
см,
ГРМ,
инв. Ж-5296)
[184]Апостол Андрей (бумага на холсте, масло, 59,7 × 44,7
см,
ГТГ,
инв. 2533)
[185]Две мужские головы, в повороте головы прислушивающегося (бумага, масло, 50 × 65,2
см,
ГТГ,
инв. 2538)
[182]Две мужские головы, в повороте головы сомневающегося (бумага на холсте, масло, 45 × 59
см,
ГТГ,
инв. 2536)
[186]Живописные этюды для богатого старика и раба, юноши, повернувшегося спиной, и «дрожащих»
Пожилой обнажённый натурщик, в повороте богатого старика (бумага на картоне, масло, 45,5 × 57,2
см,
ГТГ,
инв. 8058)
[199]Голова раба с чёрными волосами. Голова раба, бритая, с клеймом на лбу (бумага на холсте, масло, 51,5 × 70,5
см,
ГРМ,
инв. Ж-5285)
[200]Обнажённый натурщик, с белой драпировкой на плече, в повороте юноши, повернувшегося спиной (холст, масло, 72 × 60
см,
ГТГ,
инв. 2554)
[201]Два обнажённых мальчика, в повороте дрожащего мальчика (бумага на картоне, масло, 41 × 57
см,
ГТГ,
инв. 8148)
[202]Мужская голова, в повороте головы дрожащего, надевающего рубашку (бумага на холсте, масло, 60,3 × 46,5
см,
ГТГ,
инв. 2560)
[203][204]Живописные этюды для «выходящих из воды», юноши и поднимающегося старика, а также сидящего странника с посохом
Старик-натурщик с белой драпировкой вокруг бёдер (бумага на холсте, масло, 57,3 × 40,3
см,
ГТГ,
инв. 8120)
[212]Две головы (этюд для головы мальчика, выходящего из воды, бумага, масло, 50 × 65,2
см,
ГТГ,
инв. 2539)
[182]Две головы, в повороте головы юноши, поддерживающего подымающегося старика (бумага на картоне, масло, 42 × 57
см,
ГТГ,
инв. 8127)
[213]Две головы стариков, в повороте головы подымающегося старика (бумага на холсте, масло, 44,5 × 58,5
см,
ГТГ,
инв. 2550)
[214]Путешественник (бумага на картоне, масло, 52,7 × 43,7
см,
ГТГ,
инв. 8163)
[209][210]Живописные этюды для фарисеев, «ближайшего к Христу» и других персонажей правой части полотна
Голова фарисея в чалме (бумага на холсте, масло, 44,3 × 30,5
см,
ГТГ,
инв. 2566)
[222]Левит, полуфигура (бумага на холсте, масло, 50,8 × 45
см,
ГТГ,
инв. 2562)
[223][224]Голова назарея и голова старика в белой повязке, в повороте головы старика в чалме (бумага на холсте, масло, 44,1 × 58,7
см,
ГТГ,
инв. 2568)
[225]Правый римский воин на белом коне (бумага на холсте, масло, 74,7 × 53
см,
ГТГ,
инв. 8054)
[226]Головы ближайшего к Христу, старика в капюшоне и пешего воина (бумага на холсте, масло, 46 × 60
см,
ГТГ,
инв. 2572)
[227]Живописные эскизы к картине «Явление Христа народу»
Первоначальный эскиз, 1834,
ГРМСтрогановский эскиз, 2-я пол. 1830-х,
ГТГЭскиз левой части, 2-я пол. 1830-х,
ГТГВенецианский эскиз, 2-я пол. 1830-х,
ГТГЭскиз, ближайший к картине, ок. 1836—1837,
ГРМРеверс монеты
3 рубля из серии «Вклад России в сокровищницу мировой культуры» (1994), выпущенной
ЦБ России — портрет
А. А. Иванова и фрагмент изображения картины «Явление Христа народу»
[250] Реверс монеты
2 рубля, выпущенной
ЦБ России к 200-летию со дня рождения
А. А. Иванова (2006) — портрет художника и фрагмент изображения картины «Явление Христа народу»
[251]