Явление Христа народу


«Явле́ние Христа́ наро́ду» («Явле́ние Месси́и») — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размер — 540 × 750 см[1][2]. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан[2][3]. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент»[2][4]. Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление[5].

Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера Общества поощрения художников[6][7][8]. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме; создание крупноформатного произведения растянулось на два десятилетия[9][10].

В 1858 году после 28-летнего отсутствия Иванов вместе с полотном прибыл в Санкт-Петербург[11]. Картина была показана в Зимнем дворце, где её осмотрел император Александр II, а затем выставлена в Академии художеств[12]. Несмотря на то, что многие отдавали должное мастерству художника, не все отзывы о полотне были однозначно положительными[13]. В ожидании решения о дальнейшей судьбе картины Иванов заболел холерой и скончался. Через несколько часов после его смерти поступило известие о том, что император покупает «Явление Мессии» за 15 тысяч рублей серебром, а также жалует художнику орден Святого Владимира[12]. В марте 1861 года полотно было отправлено в Москву для участия в выставке Общества любителей художеств[14], а в августе того же года вышел указ Александра II, в котором он сообщал, что передаёт картину в дар «устраиваемому в Москве Публичному музею»[15]. Таким образом, «Явление Мессии» стало одним из первых экспонатов картинной галереи Московского Румянцевского музея[16]. В 1924 году было принято решение о расформировании Румянцевского музея и передаче картин художников русской школы в Третьяковскую галерею, однако «Явление Христа народу» было перемещено туда только в 1932 году, после завершения строительства пристройки со специальным залом[17].


Явление Христа народу (Европа)
Красная точка
Рим
Красная точка
Марсель
Красная точка
Париж
Красная точка
Кёльн
Красная точка
Гамбург
Красная точка
Киль
Красная точка
Санкт-Петербург
Маршрут перевозки полотна (на карте с современными границами государств)

Живописные этюды пейзажей

Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц (холст, масло, 42 × 53,6 см, ГТГ, инв. 5644)[143]
Наружное дерево парка Киджи (холст, масло, 43,8 × 60,6 см, ГТГ, инв. 2583)[144]
Ветка (бумага на холсте, масло, 46,5 × 62,4 см, ГТГ, инв. 2588)[141][145]
Вид из Помпеи на Кастелламаре (бумага на бумаге и на холсте, масло, 48 × 64,5 см, 1846, ГТГ, инв. 2589)[146]
Вода и камни под Палаццуоло (холст, масло, 45 × 60,9 см, ГТГ, инв. 8074)[147]

Живописные этюды для головы и фигуры Иисуса Христа

Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем, в повороте головы Христа (бумага на холсте, масло, 41 × 41,5 см, ГТГ, инв. 8027)[150][155]
Натурщица Ассунта, в повороте Христа (бумага, масло, 59,2 × 44,7 см, ГРМ, инв. Ж-5278)[151]
Голова Христа (три варианта) и гипсовые головы (бумага на холсте, масло, 55,4 × 44,3 см, ГТГ, инв. 8025)[152]
Голова Христа (бумага на холсте, масло, 44,8 × 33,1 см, ГТГ, инв. 2519)[150]
Фигура Христа (бумага на холсте, масло, 75,1 × 54 см, ГТГ, инв. 8087)[152]

Живописные этюды для головы и фигуры Иоанна Крестителя

Женская голова, в повороте Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 46,3 × 36 см, ГТГ, инв. 8018)[161]
Голова юноши, в повороте Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 59,1 × 44,2 см, ГТГ, инв. 2523)[161]
Голова Иоанна Крестителя (бумага на холсте, масло, 57,7 × 44,1 см, ГТГ, инв. 8019)[161][162]
Голова Иоанна Крестителя (холст, масло, 46,3 × 37,5 см, ГТГ, инв. 2525)[163]
Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и прислушивающийся (бумага на холсте, масло, 58,2 × 44,1 см, ГТГ, инв. 2515)[163]

Живописные этюды для апостолов

Иоанн Богослов (бумага на холсте, масло, 46,5 × 52 см, ГТГ, инв. 2529)[182][183]
Полуфигура старика в коричневой одежде, в повороте апостола Андрея (бумага на холсте, масло, 59 × 45,5 см, ГРМ, инв. Ж-5296)[184]
Апостол Андрей (бумага на холсте, масло, 59,7 × 44,7 см, ГТГ, инв. 2533)[185]
Две мужские головы, в повороте головы прислушивающегося (бумага, масло, 50 × 65,2 см, ГТГ, инв. 2538)[182]
Две мужские головы, в повороте головы сомневающегося (бумага на холсте, масло, 45 × 59 см, ГТГ, инв. 2536)[186]

Живописные этюды для богатого старика и раба, юноши, повернувшегося спиной, и «дрожащих»

Пожилой обнажённый натурщик, в повороте богатого старика (бумага на картоне, масло, 45,5 × 57,2 см, ГТГ, инв. 8058)[199]
Голова раба с чёрными волосами. Голова раба, бритая, с клеймом на лбу (бумага на холсте, масло, 51,5 × 70,5 см, ГРМ, инв. Ж-5285)[200]
Обнажённый натурщик, с белой драпировкой на плече, в повороте юноши, повернувшегося спиной (холст, масло, 72 × 60 см, ГТГ, инв. 2554)[201]
Два обнажённых мальчика, в повороте дрожащего мальчика (бумага на картоне, масло, 41 × 57 см, ГТГ, инв. 8148)[202]
Мужская голова, в повороте головы дрожащего, надевающего рубашку (бумага на холсте, масло, 60,3 × 46,5 см, ГТГ, инв. 2560)[203][204]

Живописные этюды для «выходящих из воды», юноши и поднимающегося старика, а также сидящего странника с посохом

Старик-натурщик с белой драпировкой вокруг бёдер (бумага на холсте, масло, 57,3 × 40,3 см, ГТГ, инв. 8120)[212]
Две головы (этюд для головы мальчика, выходящего из воды, бумага, масло, 50 × 65,2 см, ГТГ, инв. 2539)[182]
Две головы, в повороте головы юноши, поддерживающего подымающегося старика (бумага на картоне, масло, 42 × 57 см, ГТГ, инв. 8127)[213]
Две головы стариков, в повороте головы подымающегося старика (бумага на холсте, масло, 44,5 × 58,5 см, ГТГ, инв. 2550)[214]
Путешественник (бумага на картоне, масло, 52,7 × 43,7 см, ГТГ, инв. 8163)[209][210]

Живописные этюды для фарисеев, «ближайшего к Христу» и других персонажей правой части полотна

Голова фарисея в чалме (бумага на холсте, масло, 44,3 × 30,5 см, ГТГ, инв. 2566)[222]
Левит, полуфигура (бумага на холсте, масло, 50,8 × 45 см, ГТГ, инв. 2562)[223][224]
Голова назарея и голова старика в белой повязке, в повороте головы старика в чалме (бумага на холсте, масло, 44,1 × 58,7 см, ГТГ, инв. 2568)[225]
Правый римский воин на белом коне (бумага на холсте, масло, 74,7 × 53 см, ГТГ, инв. 8054)[226]
Головы ближайшего к Христу, старика в капюшоне и пешего воина (бумага на холсте, масло, 46 × 60 см, ГТГ, инв. 2572)[227]

Живописные эскизы к картине «Явление Христа народу»

Первоначальный эскиз, 1834, ГРМ
Строгановский эскиз, 2-я пол. 1830-х, ГТГ
Эскиз левой части, 2-я пол. 1830-х, ГТГ
Венецианский эскиз, 2-я пол. 1830-х, ГТГ
Эскиз, ближайший к картине, ок. 1836—1837, ГРМ
Реверс монеты 3 рубля из серии «Вклад России в сокровищницу мировой культуры» (1994), выпущенной ЦБ России — портрет А. А. Иванова и фрагмент изображения картины «Явление Христа народу»[250]
Реверс монеты 2 рубля, выпущенной ЦБ России к 200-летию со дня рождения А. А. Иванова (2006) — портрет художника и фрагмент изображения картины «Явление Христа народу»[251]