Яковенко, Борис Валентинович


Борис Валентинович Яковенко (18841949) — русский философ, историк русской философской мысли, публицист, переводчик.

Окончил классическую гимназию в Петербурге (1903)[1], учился во Франции — в Сорбонне и Свободном русском университете, затем поступил в Московский университет (1903—1905)[2]. В 1905 году участвовал в революционном движении, был арестован. После освобождения в 1906 году уехал за границу и продолжил учёбу в Германии (1906—1908). В Гейдельберге ему преподаёт В. Виндельбанд, а в Фрайбурге — Г. Риккерт. Несмотря на то, что в Германии Яковенко учился у Виндельбанда и Риккерта, его философские симпатии были на стороне Германа Когена[3].

С 1908 года сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии». Вернувшись в 1910 году в Россию, совместно с С. И. Гессеном и Ф. А. Степуном создал русское отделение международного ежегодника по философии культуры «Логос», которое редактировал в 19121914 годах.[4] В 1912 году снова арестовывается за связь с эсеровской организацией.

С 1913 года за границей — сначала в Италии (по 1924) и Германии (1922—1929), затем переезжает по приглашению Т. Г. Масарика в Прагу[2]. Здесь до 1939 года редактировал журнал «Der Russische Gedanke» («Русская мысль») и отдельные тома «Bibliotheque Internationale de Philosophie» («Международная библиотека философии»). В 1938 году на чешском языке вышла его «История русской философии», а в 1940-м на немецком — «История гегельянства в России». После отъезда из Италии продолжал сотрудничать с итальянскими издательствами, публиковал книги на итальянском языке, как по философии, так и переводы русской классики, в том числе Гоголя, Достоевского, Чехова, Короленко, А.  К. Толстого и Л. Н. Толстого.

Основу философских воззрений Яковенко составило неокантианство, но в значительно трансформированном виде: сам он называл их критическим или трансцендентальным интуитивизмом. Он последовательно критикует религиозную линию в русской философии, полемизируя с Н. Бердяевым, В. Эрном, С. Булгаковым и другими.[1] Также Яковенко известен как автор работ, посвящённых критическому анализу воззрений Э. Гуссерля, Г. Когена, С. Маймона, И. Фихте, истории русской философии. Вместе с тем, выступает за разнообразие философских систем, поскольку они не только не дезориентируют, не истощают философскую мысль, а напротив, обогащают её[4]. Цель философии, по Яковенко, заключается в обнаружении смыслов жизни, в постижении сущего во всех его проявлениях:

Мы гораздо более эпигоны, чем великие послекантианцы, ибо именно по отношению к нам был прав Виндельбанд, когда говорил, что после Канта не было ничего создано принципиально нового. Характернее всего, однако, что это эпигонство обнаруживается на самом Виндельбанде. В разрешении исходного пункта и границы гносеологии мы должны выйти из пределов кантовской философии и таким образом перестать быть эпигонами…