Як-14


Як-14 — советский десантный планёр конструкции А. С. Яковлева, рассчитан на перевозку 35 десантников.

Яковлев 14 модель выпускался на заводах в Оренбурге, Ростове-на-Дону, Долгопрудном с 1948 году, всего было построено 413 экземпляров.

После окончания Второй мировой войны в развитии воздушно-десантных войск в Союзе ССР с целью повышения их эффективности начались работы по созданию транспортных планеров для транспортировки вооружения, военной техники и солдат. Среди заказанных проектов был средний транспортный планер, разработка и строительство которого были поручены команде во главе с Александром Сергеевичем Яковлевым.

Разработанный Яковлевым планер получил обозначение Як-14 и был построен в 1948 году. В 1949 году он был официально продемонстрирован на праздникe советской авиации, а затем запущен в серийное производство. Было построено 413 планеров этого типа.

Планер Як-14 после начала серийного производства вошел в использование десантных подразделений Советской Армии ВС Союза ССР. В этих единицах он использовался для перевозки оборудования, например, 76-мм орудий с автомобилем ГАЗ-67Б или самоходного орудия АСУ-57. Планер Як-14 буксировался самолётами Ил-12Д. Планеры использовались в десантных частях до конца 1950-х годов, когда их начали заменять самолёты Ан-12, вертолёты Ми-4 и Ми-6.

В марте 1954 года эти планеры использовались для доставки оборудования (включая бульдозеры) на арктическую исследовательскую станцию «Северный полюс — 4»​​ (СП-4), расположенную на льдине недалеко от Северного полюса. Бульдозер доставили на мыс Шмидта четырьмя самолётами в разобранном виде. Перелёт был осуществлен из Москвы и занял 109 часов. Доставить бульдозер на станцию СП-4 было решено одним планером, но при этом пошли на нарушения, так как вес на 700 кг был больше грузоподъемности Як-14. В другие планеры загрузили двигатели с электрогенераторами, буровой станок и РЛС системы посадки. Через 4 часа 40 минут планеры произвели посадку на ледовом аэродроме, а буксировщики после отцепки вернулись на остров Врангеля[1]. Это единственный случай использования планеров для транспортировки в Арктике.