Ямамото, Кадзиро


Кадзиро Ямамото (яп. 山本嘉次郎 Ямамото Кадзиро, (15 марта 190221 сентября 1974) — японский режиссёр, актёр, сценарист. Когда писал сценарии или участвовал в кино в качестве актёра зачастую пользовался псевдонимами Нобукай Хирадо (平戸延介 — когда выступал в качестве сценариста) или Нобукай Хирата (平田延介 — выступая в качестве актёра). Сегодня Кадзиро Ямамото известен в основном как наставник Акиры Куросавы (который был его ассистентом на пяти проектах) и постановщик пропагандистских милитаристских кинолент военных лет, однако в своих лучших работах он проявил себя выдающимся режиссёром[1].

Родившийся в самом сердце японской столицы — увеселительном и торговом районе Гиндза, Кадзиро был поглощён новыми пьесами, фильмами и операми с самого детства[2]. Его отец был генеральным директором табачной компании Tengu Tobacco Company и определил отпрыска учиться на финансовом факультете университета Кэйо[3]. Однако, юноша в возрасте восемнадцати лет бросил[4] университет в 1920 году и присоединился к театральной компании[3]. Дебютировал в качестве актёра под псевдонимом Нобукай Хирата в 1921 году в постановке «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, где его партнёршей была также только начинающая Ёсико Окада[4][2]. Отец и мать Кадзиро решительно выступили против его выбора профессии, что привело к семейному разладу и юноша ушёл из дома. Тем не менее, родители при его уходе дали сыну приличную сумму денег на личные нужды, которые он благополучно использовал, вложив их в создание кинокомпании Mumei eiga kyōkai, став одним из её соучредителей[4][5].

Дебютировал в кино в качестве актёра в 1922 году, исполнив главную роль в первом фильме этой компании, короткометражке «Будущий великий актёр». В том же 1922 году перешёл в кинокомпанию «Никкацу», где подвизался в качестве помощника режиссёра и начал писать сценарии. После знаменитого землетрясения Канто, когда были разрушены многие токийские киностудии, Кадзиро Ямамото перешёл в компанию Hayakawa puro (расположенную в регионе Кансай)[5], где дебютировал в режиссуре, поставив фильм «Пламя на перекрёстке» (1924) с Токихико Окадой в главной роли[2].

Ещё в самом начале своей карьеры Кадзиро Ямамото подружился с продюсером Ивао Мори[2]. Работа в Кансае вновь сводит их вместе и Ивао Мори приглашает начинающего кинематографиста Ямамото занять место начальника сценарного отдела киотского отделения студии «Никкацу»[2]. Естественно, молодой и трудолюбивый Кадзиро Ямамото, не только руководил отделом, но и сам принимал активное участие в разработке сценариев. С 1926 по 1932 годы он приложил руку к сценариям для фильмов таких режиссёров, как Кэндзи Мидзогути, Тому Утида и Томотака Тадзака[1]. С 1932 года вернулся к режиссуре и за полтора года напряжённой работы поставил около десятка кинолент[6].