Ямато-э


Ямато-э (яп. 大和絵) — стиль японской живописи, распространённый в периоды Хэйан (794—1185) и Камакура (1185—1333) и противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э» (яп. 唐絵)[1]. В подавляющем большинстве случаев представлены изображениями на раздвижных дверях фусума и ширмах бёбу, тематика картин — повседневная жизнь японцев и японские пейзажи[1][2]. Многие работы мастеров стиля ямато-э не подписаны, поэтому их точная атрибуция затруднена[1]. Кроме того, многие работы, созданные до середины XII века, утеряны и известны только по описаниям[3].

Слово «ямато» (яп. 大和) — название древней провинции, где располагалась столица и политический центр в III—VIII веках; позднее оно получило значение «Япония»[4]. Ямато-э как «местная живопись» зародилась после разрыва дипломатических отношений с Китаем в 894 году, её развитие достигло пика в XI столетии[1]. До VIII века ширмы и панели расписывали исключительно китайскими сюжетами и пейзажами; первые сюжеты ямато-э сочетали классические виды далёкого для японцев Китая с пейзажами, знакомыми лично и из литературных произведений[3][5]. Во дворце императора внешние, церемониальные помещения расписывали в китайском стиле, а внутренние помещения украшали местными мотивами[6].

Бурно развивавшаяся в период Хэйан японская литература оставила свой след в живописи: в живописи появилось множество литературных отсылок, пейзажи ямато-э вслед за стихотворениями вместо китайской сливы стали воспевать японскую вишню, вместо волшебных гор — рисовые поля, а китайские эстетические принципы заменило понятие моно-но аварэ[7]. В это время появились мотивы, позже укоренившиеся в японском изобразительном искусстве: кролики в высокой осенней траве, олени, бегущая вода и волны, персики, дикая хризантема[8]. Как и в литературных произведениях периода Хэйан, в живописи ямато-э пейзаж использовался для выражения эмоционального состояния героев[6].

К XI веку позволить себе ширмы ямато-э смогли не только придворные, но и состоятельные японские семьи[1]. Некоторые работы периода расцвета жанра сочетают в себе кара-э и ямато-э: примером может служить национальное сокровище, шестипанельная ширма XI века «Сансуй-бёбу» (яп. 山水屏風)[1]. На ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. С одной стороны на ней можно увидеть знаменитую сцену из Шань хай цзин с невысокими покатыми холмами, а с другой — широко известный в Японии вид на реку Удзи. Со временем в японском обществе начались дебаты относительно того, какой из стилей живописи стоит выше: «японский» или «китайский»; Мурасаки Сикибу в Повести о Гэндзи также высказывается по этому вопросу[3]: