Яма (повесть)


«Я́ма» — произведение Александра Куприна, общепринятое определение которого — повесть, но иногда встречается определение «роман»[1][2] (например, так определяли его Юрий Дружников[3] и Олег Михайлов[4]). Посвящено проституции в России. Первая часть опубликована в 1909 году, остальные — в 1915 и 1916 годах. В критике получило разноречивые оценки, став одним из наиболее известных произведений автора.

Повесть «Яма» публиковалась в сборнике «Земля» по частям: в 1909 (книга 3), в 1914 (книга 15) и в 1915 годах (книга 16). Выходу первой части предшествовала публикация годом ранее рассказа Куприна «Троица» (в журналах «Вопросы пола» № 1 за 1908 год и «Пробуждение» № 19 за тот же год), который соответствовал вышедшей позднее второй главе «Ямы». Он отличался от неё тем, что образ пристава Кербеша был выведен в рассказе менее отрицательным. Так в нём отсутствовало упоминание о его женитьбе на зажиточной 70-летней женщине, которую он впоследствии задушил, нет свидетельств его сына о взяточничестве отца. Кроме того, в нём нет значительной части его диалога с держательницей борделя, а также не столь детально описаны внешности героев и обстановка публичного дома, как это было сделано в повести. 25-я глава из той же части также была опубликована отдельно и раньше повести. Она появилась в сборнике «В год войны. Артист солдату» под названием «В мертвецкой»[5]

В основу повести легли материалы, собранные Куприным в 1890-е годы в Киеве. Сам Куприн утверждал, что изображённая в его повести действительность не привязана к отдельному месту: «„Яма“ — это и Одесса, и Петербург, и Киев»[6][7]. Автор же «Киевских вестей» после выхода первой части «Ямы» узнал в её героях «живых киевлян»[8] (район Яма вдоль речки Лыбедь и сама улица Ямская с сохранившимися объектами дореволюционной застройки до сих пор существуют в Киеве).

При работе над повестью Куприн изучал вопрос проституции в Российской империи. Он был ознакомлен об общественной дискуссии о полицейско-медицинском надзоре за ней. Кроме того, в это время шла подготовка к всероссийскому съезду по борьбе с торгом женщинами, который прошёл в начале 1910 года. Доказательством его внимания к теме служат просьбы срочно прислать ему работу З. Воронцовой, а также свод правил поведения для обитательниц публичного дома, которые дословно были воспроизведены в 15-й главе второй части «Ямы», которые он высказывал в переписке с филологом Фёдором Батюшковым[5].