Ямская повинность


Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве c X по начало XVIII века для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

Ямская повинность была введена монголо-татарами. Наибольшего развития она получила в Русском государстве в XVII веке как один из видов личных повинностей, установленный преимущественно для удовлетворения казённых (государственных) интересов. Повинность действовала до начала XVIII века[1].

В 1516 был образован Ямской приказ, который с середины XVI века до 1711 года ведал организацией перевозок, службой ямщиков, сбором налогов[2]. В 1646 году вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда. Ямщики жили в селениях на почтовых трактах (ямах) с семьями, в ямских избах, получали жалование. Путь ямщики измеряли в верстовых столбах, введённых 11 сентября 1764 года.

Понятие «ямская повинность», которое использовалось для обозначения тягловой повинности населения России, окончательно сформировавшейся в XVI веке, восходит к татарскому слову «ям»[3].

Ранними формами ямской повинности были повоз, существовавший начиная с X века, а в XIII—XV веках — так называемые ям, подвода и т. п.

В конце XV века, при введении регулярных перевозок, тяглое население было обязано поддерживать в порядке пути сообщения и ямы, на которых оно по очереди содержало определённое количество подвод, проводников и поставляло продовольствие.