Янов, Константин Павлович


Константин Павлович Янов (21 мая 1905, Плоцк, Польша — 10 февраля, 1996, Санкт-Петербург, Россия) — советский художник-мистик. При жизни почти не участвовал в выставках, признание получил уже после смерти, в XXI веке. Большинство из сохранившихся работ находятся в частных коллекциях России, Германии и Италии, Швейцарии, а также в итальянской галерее «Капитани»[2].

Константин Павлович Янов родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1905 года в польском городе Плоцке[2]. Семья Яновых с начала 1900-х проживала в Плоцке, затем — во Влоцлавеке, затем — в Варшаве, вплоть до Первой мировой войны. Отец Константина Павловича — Павел Никитич Янов — служил инженером-путейцем. Мать — Анна Петровна Янова (урождённая Хрустина) происходила из петербургского купеческого рода Хрустиных. Её отец — Петр Хрустин владел в Петербурге двумя домами в районе Ямской слободы (дома 34 и 36 по Боровой улице). В семье Павла и Анны Яновых было четверо детей. Вероятно, все дети имели художественные склонности, так как старший сын — Николай Павлович Янов (19031982) стал впоследствии известным фотокорреспондентом ТАСС, а затем — фотохудожником и сотрудником киностудии «Ленфильм» сестра, Вера Павловна Янова (19072004), впоследствии жена знаменитого художника-графика Георгия Траугота, хорошо известна сегодня как оригинальная, самобытная художница, творившая в стиле примитивизм.

Константин начал заниматься живописью раньше брата и сестры. По возвращении семьи в Петербург в 1914 году, он поступил во Введенскую мужскую гимназию и начал посещать Рисовальные классы Общества Поощрения Художеств. До 1920 года учился в ОПХ у профессоров Шнайдера и Эберлинга. Закончив гимназию экстерном, в возрасте 15 лет был зачислен на живописный факультет Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН) в класс профессоров Рылова и Беляева. Занимался также и в мастерской профессора Савинского. Считался одним из самых талантливых студентов, что отмечали и профессора и студенты, среди которых были Георгий Траугот, Валентин Курдов, Израиль Лизак, Анатолий Каплан и многие другие известные ныне художники. В 1922 — 1924 годах занимался в классе профессора Вахрамеева, которого всю жизнь считал своим любимым педагогом. Тем не менее, в 1924 году Янова, Георгия Траугота и некоторых других студентов «вычистили» с последнего курса Академии за «непролетарское» происхождение. Официальная причина отчисления была озвучена распространенной в те времена формулировкой «за формализм». Через некоторое время студентам предложили вернуться в стены Академии для окончания учёбы и получения дипломов, но уже на полиграфическом факультете. Вернулись почти все, но 19-летний Янов считал себя состоявшимся живописцем и идти на компромисс категорически отказался[3].

Ещё в студенческие годы его приглашал к сотрудничеству Матюшин. В середине двадцатых годов высоко оценил живопись Янова график Владимир Лебедев.