Вермеер, Ян


Ян Верме́ер (Йоханнис Верме́ер), Верме́р, в историографии также Верме́ер Де́лфтский (нидерл. Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft [ˈjɑn vərˈmeːr]МФА; 31 октября 1632, Делфт — 15 декабря 1675, там же) — нидерландский живописец, мастер бытового и портретного жанров, один из самых выдающихся художников «Золотого века голландской живописи» наряду с Питером де Хохом, Герардом Терборхом, Рембрандтом и Франсом Халсом.

В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Делфтский[2]. По правилам транскрипции голландских имён сочетание ee передаётся как е[3].

О жизни Вермеера известно очень немного. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, Южная Голландия, в семье предпринимателя и торговца. Ян был вторым ребёнком и единственным сыном своих родителей. Его отец Рейньер Янс был родом из Антверпена, в 1611 году он переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. После женитьбы Рейньер переехал в Делфт и в 1631 году арендовал постоялый двор «De Vliegende Vos» на Фольдерсграхте в Делфте. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской Гильдии Святого Луки (Sint-Lucasgilde van Delft) в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверных данных. Известно, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в делфтскую Гильдию Святого Луки, деканом которой он позднее был четыре раза (в 1662/1663 и 1670/1671 годах). По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонардом Брамером и Герардом Терборхом. На основании этого факта возникли предположения, что Вермеер состоял в обучении у одного из них. Среди возможных учителей называют также Абрахама Блумарта, работавшего в Утрехте и состоявшего в дальнем родстве со своей будущей тёщей. Существует также предположение, что на цветовую палитру Вермеера повлиял Хендрик Тербрюгген[4].

Кроме этого распространена, но не имеет документальных подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был живописец Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер бытового жанра Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 год, что нашло отражение в картине «Диана со спутницами». Его индивидуальный стиль также получил дальнейшее развитие в картинах Вермеера[5].

Неизвестно, предпринял ли Вермеер также поездку в Италию для обучения, что не было редкостью в то время. Делфтские художники, такие как Карел Фабрициус, Леонард Брамер, свидетель и переговорщик на его свадьбе, и Кристиан ван Коувенберг также упоминались как возможные учителя. Однако их стиль отличается, и Вермеер, похоже, пошёл своим путём[6].