Ярославская Оранта


Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XIXIII веках и происходящая из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Икона также известна под названиями «Знамение Божией Матери»[1], «Богоматерь Великая Панагия»[2].

Среди искусствоведов не существует единого мнения относительно точного времени создания иконы, однако все исследователи отмечали преемственность стиля иконы от киевских мозаик. И. Э. Грабарь датировал икону XI — началом XII века, А. И. Некрасов и Д. В. Айналов — началом XII века, В. И. Антонова и Н. Е. Мнёва — 1114 годом[2], М. В. Алпатов — XII веком[3], А. И. Анисимов — не раньше конца XII века, С. И. Масленицын — около 1218 годом[4], В. Н. Лазарев — 20—30 годами XIII века[5][6]. В каталоге Государственной Третьяковской галереи (1995 год) указывается датировка первой третью XIII века[7].

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря[8][9].

Известно, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости была между 1811 и 1818 годами была передана в монастырскую ризницу[1]. Икона обнаружена в 1919 году экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских[10]. Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского[9].

В 1925—1929 годах была проведена реставрация иконы И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. В Государственную Третьяковскую галерею в Москве икона поступила в 1930 году, где находится и настоящее время[10].