Ярославский шинный завод


«Ярославский шинный завод» — предприятие по выпуску шин в Ярославской области, входит в состав холдинга «Кордиант».

В 1928 году было принято постановление ВСНХ о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината (ЯРАК), включающего шинный, асбестовый, механический, регенераторный заводы, кордную фабрику и теплоцентраль, в 1929 году заключён договор с американской компанией «Зайберлинг»[en] на разработку проекта шинного завода и оказание технической помощи в строительстве и пуске, установленная планируемая мощность − 9 шин ежеминутно. Шинный завод строился в 1930—1932 годы, в СССР не было опыта возведения подобных объектов, поэтому часть специалистов прошла стажировку в США, а группа американских инженеров (Гувер, Татерсол, Уайт) постоянно работала на объектах шинного завода. Завод запущен в 1932 году.

В 1940 году ЯРАК был разукрупнён и шинный завод стал самостоятельным предприятием, притом орден Ленина, полученный коллективом ЯРАК в 1939 году, был сохранён за шинным заводом.

В начале Великой Отечественный войны завод обладал единственным в СССР функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта. В ночь с 9 на 10 июня 1943 года в результате крупнейшей для Ярославля бомбардировки завод был полностью разрушен, но уже в конце сентября последствия были ликвидированы, завод восстановлен. В конце войны начались работы по техническому оснащению производства.

В 1946—1947 годы освоены новые виды продукции, переоснащены производственные процессы, на многих операциях введён прямой поток (изготовление протекторов, браслетов, брекеров), впервые в СССР осуществлена замена ручной стыковки автокамер механической на специальных стыковочных станках. В те же годы полудорновые станки оснащены механической скалкой для одевания браслетов на барабан (конструкция заводского изобретателя Н. С. Мишакова), приспособление для обжимки кромки браслетов и протекторов на сборочных станках (конструкция заводского изобретателя Б. И. Лапина). Эти изобретения использовались на всех шинных заводах СССР. Также в 1946 году было создано бюро конструирования авиационных шин, с этого времени завод стал головным предприятием в СССР по разработке новых конструкций авиашин для всех типов авиатехники, создаваемых авиационными предприятиями Туполева, Ильюшина, Антонова, Яковлева, Сухого, Микояна.