Могутин, Ярослав Юрьевич


Яросла́в Ю́рьевич Могу́тин (род. 12 апреля 1974[1], Кемерово[2]) — писатель и журналист; американский квир-художник. Живёт и работает в Нью-Йорке. Автор семи книг, получил премию Андрея Белого. Как художник работает в основном с фотографией, реже в жанрах видео и коллажа.

Ещё подростком приехал в Москву, где стал работать журналистом в изданиях «Независимая газета», «Московские новости», журнале «Столица». Откровенные и провокационные публикации в газете Евгения Додолева «Новый взгляд» создали ему скандальную известность и стали причиной возбуждения против него трёх уголовных дел, по которым он мог получить лишение свободы сроком до семи лет.

Осенью 1993 года Пресненская прокуратура возбудила в отношении Могутина и «Нового взгляда»[3] первое в России уголовное дело за журналистскую деятельность по 206 статье УК РСФСР («хулиганство с особым цинизмом»)[4] за публикацию в одном из сентябрьских номеров газеты очерка [по другим данным — интервью с Борисом Моисеевым][5] «Грязные концы комсомольцев». В защиту журналиста и издания было написано письмо, подписанное деятелями культуры, среди которых Андрей Мальгин, Роман Виктюк, Ефим Шифрин, Владимир Пресняков-младший, Кристина Орбакайте, Крис Кельми[4].

В 1994 году Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, «руководствуясь пунктами 4, 9, 29 „Положения о Судебной палате“, рассмотрела содержание публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела о возбуждении межнациональной розни в отношении чеченцев[6]. Могутин был вынужден[7] эмигрировать[8] в США, где получил политическое убежище при поддержке правозащитных организаций, в частности Amnesty International и Американского ПЕН-центра. После отъезда[9] публиковался и в«Новом взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового взгляда» в 1993—1995 гг.

В рецензии на книгу «Лимониана, или Неизвестный Лимонов» «нововзглядовские» публикации Могутина охарактеризованы как «настоящий подарок для ценителей богемы и медиабезумия ранних девяностых»[10].

Правоохранительные органы проявляли интерес к Могутину и Лимонову (в контексте их сотрудничества с «Новым взглядом») продолжительное время[11]. Об этом вспоминал журналист-эмигрант в своей работе «Америка в моих штанах»[12]: