Яса


Яса́, Великая Яса[1] (монг. Их засаг хууль?, ᠶᠡᠬᠡ
ᠵᠠᠰᠠᠭ
ᠬᠠᠤᠯᠢ
? — Закон великой власти) — уложение Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками[2].

Монгольский глагол «ᠵᠠᠰᠠ, заса» — «правь, организуй» и с суффиксом «г» образует существительное «ᠵᠠᠰᠠᠭ, засаг».

Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов (аль-Макризи, Вартан, Ибн Батута и др.). Эти сведения были подробно проанализированы Йозефом фон Хаммер-Пургшталем[3]. Подобную работу выполняли и последующие европейские историки, такие как Илья Березин[4], Эрдманн  (англ.)[5], Г. Хоуорт[6] и другие.

Д. Айалон высказал мнение, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Он считал, что Аль-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Такой же точки зрения придерживались другие исследователи: Д. Морган и Д. Эгль.

И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой чётко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.

Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингисхане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.