Ях


Луна, которая освещает землю ночью, считалась противоположной солнцу. Её образно называли «Счётчиком времени», который «разделяет месяцы и годы»[4]. Луна и Солнце считались левым и правым глазами Гора, у кого в противоборстве за власть Сет их вырвал и закопал; по другой версии — солнце называли «глазом Ра», а луну — «глазом Гора»[4]. Хнум, Тот и Мин выходили из дома Луны, что объединяло их с Яхом. По этой причине почитание Яха было распространено в традиционных центрах этих богов — в Фивах и Гермополе. В Мадамуде[de], где стоял большой храм Монту[en], сохранился «Дом Яха»[4].

Изображался в набедренной повязке фараона с тесным головным убором и лунным диском над головой[4]. Иногда изображался подростком с юношеским локоном[5].

В Древнем царстве имел большее почитание, чем в последующие эпохи[4], поскольку по луне крестьяне определяли сроки полевых работ.

В какой-то момент, согласно книге Амдуат, богом луны считался Осирис, хотя Диодор ошибочно называет его солнцем, а Исиду — луной[6]. Как бог загробного мира Осирис мог перенимать функции бога луны, являющейся образно «солнцем мёртвых»[7]. Согласно Плутарху, во время фестиваля оплакивания Осириса жрецы лепят ритуальную месяцевидную фигурку из земли, «обряжают и украшают её, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли»[8].

Важную роль Ях играл в конце XVII династии при Яхмосидах, которые включили имя бога в состав собственных имён: Яхмос (Рождённый Ях), Яххотеп (Ях доволен), Яхмос-Нефертари. В это же время Ях и Тот объединяются под именем Ях-Тот, как образное определение Тота или его самого в образе луны. В итоге культ Тота благодаря важной роли в мифологии возобладает, что отразится в именах Тутмосидов последующей XVIII династии[4].

В городе Танис в дельте Нила имел распространение культ богини луны Астарты, которую олицетворяли с Яхом или имеющей к нему отношение египетской богиней Хатхор-Исидой[5].