Я гуляла с зомби


«Я гуляла с зомби» (англ. I Walked With a Zombie) — фильм ужасов режиссёра Жака Турнёра, вышедший на экраны в 1943 году.

Канадская медсестра Бетси Коннел (Фрэнсис Ди) отправляется на остров в Вест-Индии, чтобы позаботиться о Джессике Холланд (Кристина Гордон), жене богатого плантатора Пола Холланда. Здесь она знакомится не только с хозяином, но и его сводным братом Уэсли Рэндом.

Её пациентка живёт в непонятном сумеречном состоянии; она неразговорчива, двигается как живой мертвец и по ночам бродит как призрак. Бетси, считающая, что Джессика страдает нервным расстройством, узнаёт, что среди местных жителей распространён культ Вуду. Она узнаёт о проводимых церемониях и решает, что если официальная медицина не может помочь её подопечной, то, возможно, такая «шоковая терапия» поможет Джессике выйти из своего состояния.

Однажды ночью сиделка выходит с пациенткой из клиники, но эксперимент с вуду проваливается. Оказывается, что Джессика вовсе не больна, а является зомби. Ответственной за состояние Джессики является её свекровь, миссис Рэнд. Узнав правду о девушке, Уэсли бросается с её телом в морские волны.

Сценарист Джим Ворел отмечает, что «место действия фильма - остров Святого Себастьяна, переживший рабство, постоянные визуальные мотивы не позволяют зрителю забыть ужасы недалекого прошлого»[1]. Историк и писатель Александр Немеров пишет, что «Я гуляла с зомби» использует неподвижность как метафору рабства. [2] Важным символом является неодушевленная фигура Ти-Мизери святого Себастьяна, пронзенного стрелами, которая, как говорится в фильме, была взята с носа невольничьего корабля, что доставил первых черных рабов на остров.[2][3] Немеров утверждает, что Ти-Мизери и Каррефур "вызывают в воображении линчевание черного человека".[4] Он добавляет, что это проявляется и в финальной сцене фильма, представленной голосом чернокожего мужчины, который говорит аудитории: «пожалей мертвых, и пожелай мира и счастья живым» - утверждение, предназначенное для белых персонажей». [5] Писатель Ли Мандело, наоборот, сетует на то, что первоначальная тематика фильма «переворачивается, чтобы обсудить «порабощение» красивой белой женщины, Джессики, которую либо превратилась в зомби, либо прибывала в кататоническом ступоре[...] Этот последний эпизод заставляет вздрогнуть, поскольку страдания чернокожего населения острова и передаются белой женщине". [3] Немеров и Мандело подчеркивают упомянутую в фильме эпизод "о слезах при рождении ребенка и смехе на похоронах", которые называют «культурной традицией, исхода из жизни без свободы».[2][3] По словам Немерова, Каррефур, «как номинальный руководитель невольничьего корабля, является статичной и бесчувственной фигурой», олицетворяющей связь между рабством и концепцией зомби; Немеров цитирует заявление антрополога Уэйда Дэвиса: «Зомби не разговаривают, не могут постоять за себя, даже не знают своих имен. Их судьба - порабощение».[4]