1-я воздушно-десантная дивизия (Великобритания)


1-я воздушно-десантная дивизия (англ. 1st Airborne Division) — подразделение воздушно-десантных войск Великобритании, существовавшее во время Второй мировой войны. Дивизия была образована в 1941 году по личному распоряжению Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании. Это была одна из двух воздушно-десантных дивизий Великобритании (другая, 6-я дивизия[англ.] была образована в мае 1943 года на основе некоторых подразделений 1-й дивизии). Предназначалась для проведения воздушно-десантных операций с участием как обычных парашютистов, так и специальных планерных пехотных частей[англ.] (англ. Glider infantry), которые высаживались с планеров на указанные диспозиции и при этом не использовали парашютное снаряжение.

Первыми действиями дивизии стали рейды на побережья Франции (Бруневальдский рейд или операция «Укус») и Норвегии (операция «Незнакомец»). Часть дивизии участвовала в боях в Северной Африке в конце 1942 года, а после высадки союзников на Сицилии приняла участие в нескольких наземных высадках, отправив свои бригады: 1-я воздушно-десантная участвовала в операции «Лэдброук»; также одна парашютная бригада участвовала в операции «Фастиан»[англ.]. Обе высадки оказались неудачными, и позднее дивизия участвовала в полномасштабной морской десантной операции «Слэпстик»[англ.].

В декабре 1943 года дивизия вернулась в Англию, где проходила подготовку к высадке в Нормандии (в итоге она осталась в резерве). В сентябре 1944 года она высадилась в рамках операции «Маркет Гарден» в 60 милях за линией фронта с целью захвата мостов через Рейн. Операция провалилась, а дивизия в ходе Арнемской битвы была окружена и с большими потерями в течение девяти дней выходила из окружения. Полностью восстановить численность она не смогла. Последняя её операция под кодовым названием «Судный день» состоялась в мае 1945 года в Норвегии, когда капитулировали последние немецкие части. В ноябре 1945 года дивизия расформирована.

Уинстон Черчилль был впечатлён немецкими десантными операциями во время Французской кампании, поэтому он приказал Военному министерству[англ.] заняться подготовкой парашютистов (не менее 5 тысяч человек)[4]. 21 июня 1940 Центр по подготовке десантников[англ.] был образован на аэродроме Рингвэй[англ.]. Изначально его руководству были даны указания готовить парашютистов как таковых, однако затем в программу обучения включили и управление планерами для доставки парашютистов на поле боя[5][6]. Министерство авиационной промышленности заключило контракт с авиакомпанией General Aircraft Limited[англ.] для разработки специального планера[7], коим стал General Aircraft Hotspur[англ.], способный доставлять до 8 солдат и использовавшийся как на учениях, так и в операциях[8].