2ТЭ25К


2ТЭ25К: 0001—0015
2ТЭ25КМ: 0001—0613, 0615—0624, 0626—0640, 0641, 0643—0658
2ТЭ25К: 0001
3ТЭ25К: 0001—0124
2ТЭ25К: 0001
3ТЭ25К: 0001

2ТЭ25К «Пересвет» (2-секционный Тепловоз с Электропередачей, 25-я серия, Коллекторный) и его модификации — первый российский грузовой магистральный двухсекционный тепловоз с шестиосными секциями и электрической передачей переменно-постоянного тока и коллекторными тяговыми электродвигателями. Выпускается на Брянском машиностроительном заводе.

Базовая модель 2ТЭ25К выпускалась с 2005 по 2009 год. С 2014 года серийно выпускается усовершенствованная модификация 2ТЭ25КМ с двигателем повышенной мощности. С 2017 года появился трёхсекционный вариант с ещё более мощными двигателями в каждой секции — 3ТЭ25К, также планируется выпуск аналогичных двухсекционных локомотивов 2ТЭ25К. В 2019 году были созданы тепловозы модификации 2ТЭ25К и 3ТЭ25К в двух- и трёхсекционном исполнении, мощность которых составляет усреднённое значение между модификациями КМ и К.

Всего в период с 2005 по 2021 год было изготовлено более шестисот тепловозов семейства ТЭ25К. Подавляющее большинство локомотивов эксплуатируется на железных дорогах России, 15 тепловозов — на железных дорогах Монголии, четыре — в Узбекистане, два — в Казахстане и один в Туркменистане.

К началу 2000-х годов основой парка магистральных грузовых тепловозов в России были тепловозы семейства ТЭ10 и ТЭ116, выпускавшиеся на Луганском тепловозостроительном заводе на Украине. Эти локомотивы были созданы ещё в период СССР и в значительной степени устарели морально, а локомотивы первых выпусков к тому же были изношены физически и требовали замены. Применявшиеся на большей части тепловозов ТЭ10 двухтактные дизели 10Д100 значительно проигрывали четырёхтактным по расходу горюче-смазочных материалов и уровню выброса вредных веществ[1].

В связи с этим было признано целесообразным обновление парка этих тепловозов на новые, и наряду с закупками на Украине тепловозов 2ТЭ116У, являющихся обновлённой версией 2ТЭ116, соответствующей современным требованиям, было принято решение об организации в России собственного производства тепловозов нового поколения, удовлетворяющих современным требованиям по безопасности, экономичности и удобству в эксплуатации и превосходящих в техническом отношении семейство ТЭ116[1].


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0376 отправляется с грузовым поездом со станции Заводская, Удмуртия
Тепловозы 2ТЭ25КМ-0213 и 0028 на подъёме с грузовым поездом и тепловозом 2TЭ25KМ-0169 на подталкивании в хвосте на перегоне Шиханы-Новая - Вольск-II, Саратовская область
Тепловозы 2ТЭ25КМ с пассажирскими поездами на Киевском направлении МЖД во время обледенения контактной сети, Московская область
Возгорание в выхлопной системе тепловоза 2ТЭ25КМ, следующего с грузовым поездом. Звук дизеля на высоких оборотах